Дизартрия
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации (связь органов и тканей с центральной нервной системой) речевого аппарата. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.
Дизартрия проявляется нарушением звукопроизношения и просодической стороны речи (темп, ритм речи, интонации, тембр голоса, речевое дыхание). Данные нарушения связаны с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Причины дизартрииПричиной дизартрии является влияние различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития (во время беременности), в момент родов и после рождения. Наиболее часто дизартрия возникает как следствие асфиксии и родовой травмы. Также причинами могут быть поражение нервной системы при гемолитической болезни новорождённых, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, редко — нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы (врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.
Клинические проявления (признаки) дизартрииРечь дизартрика имеет не чёткое смазанное звучание, часто лишена интонации, голос тихий, слабый, затухающий к концу фразы, иногда может быть резким, часто бывает сиплым, хриплый, может иметь носовой оттенок. Дыхание прерывистое. Темп речи может быть ускорен или замедлен.
Проявления нарушений звукопроизношения при дизартрии бывает различной степени и зависит от тяжести и локализации поражения нервной системы. В легких случаях наблюдаются искажения отдельных звуков, так называемая «смазанная речь», в более тяжелых, речь становится совсем неразборчивой для окружающих, что вызывает серьёзные трудности в общении. Истинно тяжёлые формы дизартрии наблюдаются, как правило, у детей с детским церебральным параличом.
Особенность дизартрии у детей в том, что часто она имеет смешанный характер с сочетанием различных нарушений. Это связано с тем, что воздействие вредоносного фактора на развивающийся мозг зачастую носит не локальный характер, а значит и повреждение будет разлитым. Это определяет частое сочетание дизартрии с другими речевыми расстройствами (задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием).
Детская дизартрия зачастую сопровождается двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. У детей с дизартрией наблюдается общая моторная неловкость, они неуклюжи. Будущего дизартрика нередко можно разглядеть, когда он начинает ходить, он заметно чаще других спотыкается, падает. Ребёнок с дизартрией затрудняется в выполнении многих физических упражнений доступных для детей, не имеющих нарушений (прыжки на одной ножке, удержание заданной позы и т. д.).
Дизартрия у детей так же тесно связана с нарушением мелкой моторики рук, так как соответствующие центры в головном мозге находятся рядом и страдают одновременно. Таким детям трудно застёгивать пуговицы, шнуровать, выполнять различные штриховки т.д., часто они не любят рисовать.
У детей с дизартрией ограничена подвижность речевой и мимической мускулатуры лица.
Так же для данной группы детей характерны эмоционально-волевые нарушения, проявляющиеся в виде эмоциональной неустойчивости. Дети легко возбудимы, раздражительны и быстро истощаемы. У них плохой сон и аппетит. Часты беспричинные капризы и бурные реакции злости и возмущения.
Формы дизартрии
На основе неврологического подхода с учетом локализации поражения мозговых структур, обеспечивающих нормальную работу органов речи, различают следующие формы дизартрии:
-бульбарная
-корковая
-мозжечковая
-экстрапирамидная (подкорковая)
-псевдобульбарная
-стёртая форма