http://danilova.ru/index.htm - раннее развитие детей. Информационный портал для заботливых родителей. Сайт Лены Даниловой.

 

  Поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Не требуйте от него правильного произношения слова сразу.

Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу.

И Вы обязательно добьетесь успехов.

 

  

Этапы развития речи

2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г»);

7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»);

9-11 месяцев: начинает подражать звукам речи взрослых;

11-13 месяцев: первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»);

2-3 года: первые предложения;

  

  Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов.

   Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.

   Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился».

   Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.

   Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!

  

Признаки нарушений речи:

 - к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми  книгу»)

   и не   узнает близких на фотографиях;

 - к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

 - в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, определить, какой из предметов самый большой, сказать, как его имя и фамилия;

 - в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать стихотворение.

 

Важно!!!

 Дети активно подражают речи взрослого, и если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь.

 Чтобы этого не произошло, важно помнить про два «золотых нельзя»:

 Нельзя искажать слова, подражать детскому произношению и «сюсюкать».

 Нужно, разговаривая, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.

 Нельзя допускать, чтобы ребенок обозначал окружающие предметы звукоподражаниями.

 Нужно, если ребенок плохо говорит, или не говорит пока, то можно воспользоваться следующей схемой: не спрашивайте и не настаивайте,

чтобы ребенок произнес слово - попросите ребенка показать на тот предмет, который вы называете - и только потом объясните,

 «как говорить». 

  

Как сформировать грамотную речь

 Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его,

 и ребенок может потерять к вам доверие.

 Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его

 реальность. Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки.

 Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте ребенку полезные 

 поручения. Благодарите ребенка за помощь.

 Очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в

определенной ситуации, но и вне ее. Обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная

прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.

 Слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Вы не просто называете какое-то явление или предмет, а

детально его описываете.

 Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.

 Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и

понимать речь. Важно различать и анализировать звуки[фонематический слух]. Цель упражнений на развитие фонематического слуха -

научить ребенка слушать и слышать.

   

Рекомендации по проведению занятий

 Занятия должны быть похожи на игру, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.

 Длительность занятия без перерыва - не больше 15-20 минут.

 Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.

 Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.

 Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.

 Не употребляйте слово «неправильно», хвалите даже за незначительные успехи.

 Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

 Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года.

 Не бойтесь экспериментировать, вы можете сами придумывать игры и упражнения.

 Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу.

 Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего

 с ним совместного пребывания.

 Удачи вам и терпения.