http://www.solnet.ee/parents/log_21.html - дополнительный материал по теме "Зимующие птицы"

http://www.solnet.ee/parents/log_22.html - дополнительный материал по теме "Зима"

 

  Новая лексика

Существительные:

зима,  декабрь,   январь,  февраль,  лёд,  мороз,   холод,  иней, метель, вьюга, пурга, снег, сугробы, снежинка, снежки.

Глаголы:

мести, морозить, расписывать (о морозе), сковать, бушевать.

Прилагательные:

морозный,   заснеженный,   крепкий   (мороз,   лёд),   холодный, ледяной, снежный, сильный, вьюжный.

Наречия:

холодно, зябко, морозно, пасмурно, вьюжно, снежно, бело.

 

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную  выразительность речи.

ВЬЮГА

— Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Где была ты ночью, ну-ка?

— Я по всем дворам крутила,

Я деревьям шубы шила,

Разодела их в меха.

И мороз им — чепуха!

— Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Что творила утром, ну-ка?

— Вдоль по улицам бродила,

Все заборы побелила.

— Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Где ты днём кружила, ну-ка?

— Шапки днём с людей срывала,

Снег за воротник бросала...

Чтоб вокруг красиво стало,

Небо я с землёй смешала!

— Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Вечерком где будешь, ну-ка?

— Что за вечер накружу,

Завтра утром расскажу!

 

Повторение названий зимних месяцев

Цели:  закрепить   в   речи   названия   зимних   месяцев,   учить связному монологическому высказыванию.

Воспитатель   предлагает   детям   прослушать   отрывок   из стихотворения   «Двенадцать   месяцев».   Проводит   беседу   по

стихотворению, разучивает его с детьми.

 

Отчалил осени корабль,

И реки льдом сковал декабрь.

Начинает календарь

Месяц с именем январь.

Белой вьюги вьётся шаль,

Весь в снегу пришёл февраль.

                                       В. Степанов

Вопросы и задания:

Что происходит с природой в декабре?

Почему говорят, что январь начинает календарь?

Какой зимний месяц обычно бывает вьюжным?

Назови первый (второй, третий) зимний месяц.

Перечисли зимние месяцы по порядку.

 
 

 

Игра «Какая? Какой?»

Цели:  обогащать   словарный   запас,   учить   подбирать прилагательные к заданному существительному.

Ход игры.  Воспитатель выставляет перед детьми картинку, спрашивает, что на ней изображено, и просит подобрать слова-

признаки.

Например:

Зима (какая?) — белая, вьюжная, холодная, морозная и т. д.

Слова: зима, снеговик, снегирь, лёд, снежинка.

 

Игра «Назови ласково»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи,   учить образовывать   слова   при   помощи   уменьшительно-ласкательных

суффиксов.

Ход игры.  Игра  проводится с мячом.  Воспитатель бросает одному   из   детей   мяч   и   называет   слово   по   теме.   Ребёнок

возвращает   мяч,   употребив   данное   слово   с   уменьшительно- ласкательным суффиксом, т. е. называет предмет или явление

ласково.

Слова: снег (снежок), снеговик, ветер, зима, лёд, мороз,

холод и т.д.

 

Игра «Семейка»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи,   учить   детей подбирать слова-родственники к заданному слову.

Ход игры. Воспитатель раздаёт детям карточки, на каждой из которых написано слово «снег» (игра проводится с небольшой

подгруппой   детей).   Далее   воспитатель   предлагает   детям придумать слова, внутри которых «спряталось» данное слово.

Например:

Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой.

 

Игра «Кто больше

Цели: развивать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям соревнование: кто придумает больше слов на звук [с] по теме «Зима». За каждый

правильный ответ выдаётся жетон. В конце игры подводится итог.

 

 Игра «Волшебные снежки»

Цели:  развивать   зрительное   внимание,   совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дис-

графии.

Ход  игры.  Воспитатель  помещает   на фланелеграфе   (либо рисует на листе, в тетради) кружки белого цвета с написанными

на них буквами. Сообщает детям, что это снежные комки. Затем   педагог   предлагает   детям   назвать,   какое   слово

получится,   если   расположить   комки   от   самого   большого   к маленькому.

Например: горка.

 

Игра «Будь внимательным»

Цели:  развивать   зрительное   внимание,   фонематический слух,   закреплять   умение   подбирать   слова,   включающие

заданный   звук,   уточнить   и   активизировать   словарь   по лексической теме «Зима».

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   рассмотреть картинку и найти на ней «зимние слова» со звуком [с]. Когда все

слова названы, воспитатель может предложить детям подобрать другие   слова   с   заданным  звуком  и   определить  место   звука   в

слове (начало, середина, конец).

Слова: санки, снегирь, снег, снежинки, сугробы и др.

 

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Занялась зима побелкой.

Побелить решила лес.

Помогатьей стали белки —

Известь брызжет до небес.

Тут и заинька несмело

Предложил друзьям помочь —

Он себя побелкой белой

В зиму выбелить не прочь.

Н.Антонова

 

ЛЕС И ПОЛЕ БЕЛЫЕ...

...Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.

Подо льдами крепкими

Дремлют воды рек.

Белыми сугробами

Лёг на крыши снег.

В небе звёзды яркие

Водят хоровод.

Старый год прощается —

Входит Новый год.

Е. Трутнева

 

СНЕЖИНКИ

Лёгкие, крылатые,

Как ночные бабочки,

Кружатся, кружатся

Над столом у лампочки.

Собрались на огонёк.

А куда им деться?

Им ведь тоже, ледяным,

Хочется погреться.

И. Бурсов

 

ПРИШЛА ЗИМА

Пришла зима весёлая

С коньками и салазками,

С лыжнёю припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На ёлке разукрашенной

Фонарики качаются.

 Пусть зимушка весёлая

Подольше не кончается!

И. Черницкая

 

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

 

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

(Зима)

 

Месяц в этой вот загадке:

Дни его — всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

 

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

 

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду — упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

 

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

 

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Воспитатель предлагает детям прослушать начало рассказа и придумать конец.

 

На   зимние   каникулы   мама   отправила   Сашу   к   бабушке   в деревню. Хорошо в деревне, много снега! Хочешь с гор на санях

катайся,  хочешь — на лыжи  вставай.  Но больше всего Саше нравилось   лепить   из   снега!   И   вот   однажды,   когда   Саша

мастерил   снежную   крепость,   он   услышал   чей-то   жалобный писк...

 

Тексты для пересказа

* * *

Лесная поляна покрыта пушистым снегом.  Мелкие букашки запрятались   от   холода   под   корой.   Тихо   кругом.   Изредка

пролетят   стайкой   щеглы   или   синицы.   Или   дятел   начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена. Иной раз заяц

столбиком постоит на полянке, послушает и побежит в лес.

                                                                                                                                        Г. Скребицкий

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

Куда спрятались букашки?

Что делают птицы в зимнем лесу?

Кого можно встретить в зимнем лесу?

 

ВЬЮГА

Разыгралась   вьюга.   Небо   слилось   с   землёй.   В деревне   вьюга   намела   большие   сугробы.   Малыш

отправился   с  Жучкой   из  школы домой.  В пути   они сбились   с   дороги.   Малыш   упал.   Он   прислонился

спиной к скирде соломы и уснул. Собака стала выть и звать на помощь. Из деревни

пришла учительница с ребятами.  Стали откапывать Малыша.   Жучка   помогала   лапами   и   мордой откапывать мальчика. Малыша

откопали, принесли в избу, закрыли шубой. Он был спасён.

                                                                                                                                По В. Дмитриевой

Вопросы:

Какая погода была в деревне?

Откуда возвращались Малыш и Жучка?

Что случилось в пути?

Что произошло с Малышом?

Что сделала собака?

Кто пришёл на помощь?

Как Жучка помогала людям?

Чем закончился рассказ?

Текст для пересказа

 

ЗИМА ВЬЮЖНАЯ

Пролетело  жаркое лето,  прошла  золотая осень, выпал снег — пришла зима.

Подули   холодные   ветры.  Много   раз   большими хлопьями начинал падать снег...

Протянулся   через   дорогу   и   скрылся   в   ельнике заячий   след.  Лисий   след,  лапка   за  лапкой,   вьётся

вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку. На   вершинах   ёлок   много   шишек.   Прыгают  

по шишкам бойкие птицы — клесты. А внизу, на берёзе, точно бусы, уселись красногрудые снегири.

                                                                                                                                       По И. Соколову-Микитову

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

Какие признаки зимы перечислены в рассказе?

Чьи следы видны на снегу?

Что сделала белка?

Какие птицы прыгают по шишкам? Зачем?

Какие птицы уселись на берёзе? На что они похожи?