http://www.solnet.ee/parents/log_33.html - дополнительный материал по теме "Мебель"

  

Новая лексика

Существительные:

шкаф,  стол,  стул,  софа,  диван,  сервант,  комод,  буфет, кресло,   кровать,  полка,  тумбочка,  мебель,  спинка,  ножки,

дверцы, сиденья.

Глаголы:

вытирать,   передвигать,   задвигать,   пылесосить, покупать, переставлять, ремонтировать, заправлять.

Прилагательные:

детская,   железная,   пластмассовая,   кожаный, стеклянная,   деревянная,   мягкая,   кухонная,   платяной,

книжный,   двуспальная,   лакированная,   удобный,   новая, старая.

 

Игра «Большоймаленький»

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   мышление, совершенствовать   грамматический   строй   речи,   учить

употреблению   уменьшительно-ласкательных   суффиксов; обогащать словарный запас по теме «Мебель».

 

Ход   игры.  Воспитатель   читает   детям   стихотворение  С.  А. Васильевой   (из   предыдущего   задания)   и   задаёт   вопросы   по

нему.

По какой сказке написано это стихотворение?

Какая мебель была в доме трёх медведей?

Затем   воспитатель   предлагает   детям   назвать  Мишуткину мебель.

Например:

У   Михаила   Потапыча   большая   кровать,   а   у   Мишутки маленькая кроватка.

У Михаила Потапыча большой стул, а у Мишутки...

У Михаила Потапыча большой стол, а у Мишутки...

Михаил Потапыч качается в большом кресле, а Мишутка...

У Михаила Потапыча большой шкаф, а у Мишутки...

У Михаила Потапыча большая полка, а у Мишутки...

 

Игра «Подскажи словечко»

Цели:  развивать слуховое внимание,  чувство рифмы,  учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход   игры.  Воспитатель   читает   стихотворение,   а   дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

 

Я на кухне самый нужный

Для семьи большой и дружной!

Я готов служить всегда

И стоит на мне еда!

Все тарелки, ложки, кружки —

Мои верные подружки,

Не посыпятся на пол,

С ними вместе друг их ... (стол).

 

Про меня вы все забыли

И не вытерли от пыли!

Я блестящий, я стеклянный,

Не похож на деревянный!

Я красивую посуду

 Охраняю от простуды,

Чтоб она не простудилась

И случайно не разбилась!

Охраняю я бокалы,

И фужеры, и пиалы,

 Вазы для цветов, конфет

Потому, что я — ... (буфет).

 

На меня вы посмотрите,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного стоит!

Выше всех я, как жираф:

Я — большой, красивый... (шкаф).

 

Я на стол чуть-чуть похожа,

Есть на кухне и в прихожей,

В спальне я бываю редко, А

зовусь я... (табуретка).

Н. Майданик

 

Игра «Сложи из палочек»

Цели:  развивать  зрительное  внимание,  мелкую моторику, совершенствовать конструктивные навыки.

ХОД  игры.  Воспитатель   предлагает   детям   сложить   из палочек стол и стул.

 

Игра «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры.

Воспитатель называет слово — название мебели, дети подбирают рифмующееся с ним слово.

Например: Диван — ... чемодан, сарафан.

 

Игра «Что это?»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, обогащать словарный запас по теме «Мебель».

Ход игры. Воспитатель называет части какого-либо предмета мебели, не называя его, а дети должны отгадать, что это за мебель.

Например:

Ножки, крышка — стол. Спинка, сиденье, ножки — стул. Сиденье, ножки — табурет. Дверцы, полки, ручки — шкаф. Сиденье, ножки, спинка,

подлокотники — кресло.

 

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цели:  совершенствовать  грамматический строй речи,  учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   помочь   Незнайке выполнить   домашнее   задание   (образовать   относительные

прилагательные по образцу).

Например:

Тумбочка из дерева (какая?) деревянная.

Стол из пластмассы (какой?) ...

Кровать из железа (какая?) ...

Диван из кожи (какой?) ...

Полка из стекла (какая?) ...

 

Игра «Один — много»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить правильному   употреблению   родительного   падежа

существительных во множественном числе.

Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мя1 ребёнку и называет предмет  мебели в именительном падеже

единственного числа. Ребёнок ловит мяч и кидает его обратно употребив слово с наречием «много».

Например: Один стул. — Много стульев.

 

Игра «Дополни предложение»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить правильному употреблению предлогов в речи.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   дополнить предложения   и   назвать   «маленькое»   слово,   которое   они

добавили.

Ваза стоит ... столе.

Мяч закатился ... диван.

Валя достала мяч ... дивана.

Паша упал ... кровати.

Папа сидит ... кресле.

Мама поставила стаканы ... сервант.

Бабушка достала конфеты ... буфета.

 

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, формировать грамматический строй речи (согласование слов в предложении).

Ход  игры.  Воспитатель  называет   слова   в неопределённой форме, дети составляют из них предложение.

Например:

Стол, мальчик, сидеть, письменный, за. — Мальчик сидит за письменным столом.

Папа, стул,  присесть,  на, работа,  после.  — Папа присел на стул после работы.

 

 Игра «Собери слово»

Цели: формировать навык слогового синтеза слов, развивать слуховое и зрительное внимание.

Ход   игры.  На   столе   карточки   со   слогами.   Воспитатель сообщает   детям,   что   слова   рассыпались   и   нужно   помочь

Незнайке их собрать. Дети составляют слова из слогов.

Другим вариантом игры является произнесение воспитателем слогов устно, дети воспринимают слоги только на слух.

Например: ВАН, ДИ —диван ЛЫ,

СТО — столы ТА,

РЕТ, БУ —табурет

КА, ПОЛ — полка

 

Игра «Мебель»

Цели:  тренировать   детей   в   умении   находить   слова   с заданным звуком [т] и определять его место в слове. Закреплять

умение   делить   слова   на   слоги.   Учить   подбирать   слова   к заданным слоговым схемам.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   рассмотреть картинки   (стол,   стул,   диван,   кровать,   кресло,  шкаф,   сервант,

тумбочка,  буфет).  Дети обобщают одним словом увиденные на рисунках  предметы (мебель); определяют,  в названиях каких из

этих предметов есть буква г; определяют место данного звука в слове и дают ему характеристику (твердый или мягкий).

Затем воспитатель размещает   на фланелеграфе слоговые схемы и предлагает детям, разделив слова на слоги, поместить

их к соответствующим схемам. Дети по очереди подходят к фланелеграфу и выполняют задание.  За каждый правильный ответ

ребёнок   получает   фишку.   Затем   подсчитывается,   кто   дал большее количество правильных ответов.

 

Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели:  развивать   фонематические   процессы,   слуховое внимание, мышление.

Ход   игры.  Перед   детьми   карточки   с   изображениями предметов мебели.  Воспитатель называет первый и последний

звуки в  слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто   отгадал,   вручается   карточка   с   изображение   задуманного.

Выигрывает   тот,   у   кого   в   конце   игры   окажется   большее количество карточек.

Картинки:  кровать, диван, стол,  полка, буфет,  шкаф,  софа, стул, сервант, тумбочка.

В том случае, когда первый и последний звуки совпадают в нескольких словах  (стол,  стул),  воспитатель добавляет какой-

либо значительный элемент.

Например:

Первый звук [с], последний — [л]; на этом сидят.

 

Игра «Весёлые звуки»

Цели:  уточнять   артикуляцию   звуков,   совершенствовать фонематические   процессы,   умение   определять

последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы   слов   (выложить   из   разноцветных   кружков   на   ковро-

линографе, либо нарисовать в тетрадях).

Слова: стол, диван, шкаф, стул.

 

Игра «Загадай загадку»

Цели:  развивать связную речь,  обучать детей составлению рассказов-описаний по графической схеме.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми графическую схему для составления рассказов-описаний по

теме. Дети) по опорной схеме составляют загадки-описания мебели.

 

Текст для пересказа

Оле на день рождения мама с папой подарили новый диван. Девочка   очень   обрадовалась,   надоело   ей   спать   в   детской

кроватке.  И  вот,   когда   никого   не  было  дома,   новый  диван   и старая кровать завели беседу.

—Скоро тебя отсюда выселят, я лучше, чем ты,  ведь я новый, уютный и очень красивый, — так сказал диван.

—Да,  — ответила кровать,  — я гораздо старше тебя,  ведь ещё Олина мама, когда была маленькой, спала на мне. А потом

Олин дядя,  а  после Олин старший брат.  Меня  уберут,  но не навсегда, а на какое-то время. И когда в семье появится малыш,

я снова буду баюкать его и охранять его сон.

—Должно быть, — сказал диван, — в этой семье тебя очень любят, ведь ты делаешь доброе дело.

                                                                                                                                                                            С. Чешева

Вопросы:

Что подарили Оле на день рождения?

Что сказал диван, когда никого не было дома?

Что ответила кровать?

Почему старую кровать не выбрасывали?