http://www.solnet.ee/parents/log_24.html -  дополнительный материал по теме "Транспорт".

 

 

Новая лексика

Существительные:

машина,   автобус,  метро,   трамвай,   троллейбус,   поезд, самолет,   корабль,   вертолет,   лодка,   грузовик,   велосипед,

мотоцикл, остановка, катер, вокзал, билет, гараж, пристань, аэропорт,   рельсы,   шпалы,   ракета,   электричка,   трасса,

самосвал,   парусник,   такси,   телега,   машинист,   водитель, шофёр, капитан, пилот, кондуктор, штурман.

Глаголы:

ехать,   плыть,   летать,   сигналить,   останавливаться, стоять,   чинить,   ломаться,   отчаливать,   причаливать,

тормозить, подлетать, отлетать, взлетать.

Прилагательные:

быстрый,   скорый,  пассажирский,   грузовой,  подземный, воздушный, морской, железнодорожный, наземный.

 

Игра «Четвёртый лишний»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   определить лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее.

Например:

Самолёт,   машина,   поезд,   машинист.  —Лишнее   слово «машинист», потому что оно называет профессию, а остальные

слова — названия транспорта.

Трамвай,   автобус,  самолёт,   троллейбус.    Лишнее  слове «самолёт»,   потому   что   оно   называет   воздушный   вид

транспорта, а остальные — называют наземный.

 

Игра «Исправь ошибки»

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   обогащать   словарный запас.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   исправить предложения.

 

Пилот ловко управляет своим теплоходом.

За штурвалом самолёта профессиональный водитель.

Машинист ведёт грузовик на погрузку.

Поезд приближался к станции, и капитан замедлил его ход.

 

Игра «Кто чем управляет?»

Цели:  активизировать   словарный   запас   по   теме, совершенствовать   грамматический   строй   речи   (употребление

творительного падежа существительных в единственном числе).

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   продолжить предложения.

Машинист управляет...

Водитель управляет...

Капитан управляет...

Велосипедист управляет...

Пилот управляет...

Мотоциклист управляет...

 

Игра «Один — много»

Цели:  активизировать   словарный   запас   по   теме, совершенствовать   грамматический   строй   речи   (употребление

родительного  падежа   существительных   во   множественном числе).

Ход игры.  Игра проводится с мячом.  Воспитатель бросает одному из детей мяч и называет слово по теме, ребёнок ловит

мяч и возвращает его педагогу, употребив слово «много».

Например:

Один трамваймного трамваев.

Слова:  машина,   автобус,   троллейбус,   вертолёт,   самолёт, лодка, катер, пилот, машинист и т. д.

 

Игра «Расставь по гаражам»

Цели:  совершенствовать   навык   слогового   анализа   слов. 

Ход игры. Воспитатель предлагает детям построить из кубиков два гаража.  В одном из них будут слова, в которых два слога, во

втором — слова, в которых три слога. Затем дети расставляют транспорт   (картинки   или   игрушки)   по   соответствующим

гаражам.

 

Игра «Назови звуки»

Цели:  совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах — названиях транспорта.

Слова:  трамвай,   автобус,   машина,  мотоцикл,   троллейбус, такси, самолёт, катер.

 

Игра «Собери слово»

 

Цели:  развивать   зрительное   и   слуховое   внимание, зрительную   память,   формировать   навыки   фонематического

синтеза   и   анализа,   слогового   анализа,   зрительно- пространственные представления, профилактика дисграфии.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть буквы в   таблице   и   назвать   их.   Затем   он   задаёт   вопросы   на

ориентировку,   например:   «Назовите  букву,   которая  находится справа от буквы м (слева от с, между буквами о и м и т. д.)».

Затем воспитатель называет только цифры, а дети должны соотнести   их   с   буквами   и   назвать,   какое   слово   получилось.

После чего дети выполняют полный анализ получившихся слов (звуковой и слоговой).

Например:

5, 8, 1, 4, 2, 8 — машина

9, 3, 10, 6, 8— лодка

1, 4, 2, 8 — шина

Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы

под ними и только после этого читает получившееся слово.

ш Н О И М К С А Л Д

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

Стихи для чтения и заучивания наизусть

* * *

Едем с папой на машине,

Есть у нас автомобиль.

На просёлочной дороге

Позади клубится пыль.

Я кричу: «Скорее, папа,

Нажимай на тормоза,

Видишь, вышла на дорогу

Неучёная коза».

Мне понятно без ученья,

 А коза — ей не понять

То, что правила движенья

Нужно строго соблюдать.

В. Мирясова

 

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик-светофор, как дирижёр в оркестре,

Укажет он, кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже —

На перекрёстках всех дорог нам светофор поможет.

 Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зелёный ожидаю.

В. Мирясова

 

АВТОБУС БЕЗ КОНДУКТОРА

Автобус без кондуктора

По улице

Бежит.

Кондуктор без автобуса

На солнышке лежит.

Автобус без кондуктора

Один

Людей возил,

Автобус без кондуктора

Обиду затаил.

Кондуктор прибыл с юга,

Пришёл

Проведать друга.

Привет тебе, дружок!

А транспорт — наутёк!

Автобус от кондуктора

Спешит, спешит,

Спешит.

Кондуктор за автобусом

Бежит, бежит,

Бежит.

— Ты, верно, не узнал меня,

За что в обиде, друг?!

— За то, что ты не взял меня,

Не взял меня На юг!

В. Шульжик

 

ВЕЛОСИПЕДИСТ

Мчат колеса

По дороге.

Над дорогой

Мчатся ноги.

Это еду я

Бегом.

Это я бегу

Верхом!

В. Берестов

Текст для пересказа

 

КТО САМЫЙ БЫСТРЫЙ?

Саня спросил у Насти:

—Кто самый быстрый: санки, самокат, самолёт или сапоги?

—Вот сравнил! — засмеялась Настя. — Ясно, самолёт. А сапоги вообще, если не на ногах, двигаться не могут.

—А вот и нет. Быстрее всех сапоги-самоходы. Они нас с тобой сами в один миг за сто вёрст унесут.

—Откуда ты всё это знаешь?

—Откуда? Об этом в «Русских сказках» написано.

                                                                                                 Из пособия Л. Успенской, М. Успенского

Вопросы:

Что спросил Саня у Насти?

Что ответила Настя?

Какие сапоги, по мнению Сани, самые быстрые?

Откуда Саня узнал о сапогах-самоходах?

 

Текст для пересказа

Мы остановились, и все другие автомобили остановились, трамваи остановились. Я закричал:

— Почему? Мама тоже сказала:

— Почему все стали?

А шофёр говорит:

—Вон видите красный фонарик? Светофор.

И наверху на проволоке, над улицей, мы с мамой увидали фонарик: он горел красным светом.

—И долго мы стоять будем?

А шофёр говорит:

—Нет. Сейчас все проедут, кому через нашу улицу надо переезжать, и поедем.

И все смотрели на красный фонарик.

И вдруг он загорелся жёлтым светом. А потом зелёным.

И шофёр сказал:

—Теперь можно: зелёный огонь.

Мы поехали.

                                                    Б. Житков

Вопросы:

Почему остановился весь транспорт на дороге?

Что сказал шофёр?

Какие сигналы давал светофор?