Новая лексика

Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата, грабли,

наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень.

Глаголы:

забивать,   рубить,   пилить,   чинить,   строить,   собирать, разбирать,   вскапывать,   откручивать,   закручивать,   шить,

резать, копать, сгребать.

Прилагательные:

кожаный,   металлический,   кирпичный,   стеклянный, острый, тяжёлый.

 

Игра «Субботник»

Цели:  обогащать   предикативный   словарь,   развивать слуховое внимание, логическое мышление.

ХОД  игры.  Воспитатель   читает   детям   текст,   дети договаривают пропущенные глаголы.

 

Сегодня   в   нашем  саду   субботник.   Все   папы   и  мамы вышли работать на участок.  Митин папа взял пилу.  Он  ...

ветки.  Машина  мама принесла   кисточку  и  краску.  Она   ... забор. Сашиному папе выдали косу. Он ... траву. Родители

Димы   пришли   с   лопатами.   Они   ...   землю   и   высевают семена.  А мы с папой принесли молоток.  Мы  ...  гвозди —

ремонтируем скамейку.  Все поработали дружно,  и теперь на участке чисто и красиво.

                                                                                                                                      И. Михеева, С. Чешева

 

Игра «Стихинебылицы»

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   логическое мышление,   активизировать   словарный   запас   по   теме «Инструменты».

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.

 

Кистью гвозди забивают,

Подметают молотком,

Землю ножиком копают,

Ну а пилят топором.

                                                                       С. Чешева

 

Игра «Отгадай»

Цели:  развивать   зрительное   внимание,   логическое мышление,   актуализировать   словарный   запас   по   темам

«Инструменты», «Профессии».

Ход   игры.  Ребенок   рисует   инструменты,   относящиеся   к определенной   профессии.   Другие   дети   должны   отгадать

название этой профессии.

 

Игра «Назови ласково»

Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать ласково различные орудия труда и инструменты. Например:

молоток — молоточек        топор — ...

ключ — ... грабли — ...

нож — ... напёрсток — ...

гайка — ... игла — ...

гвоздь — ... метла — ...

 

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи:   учить образовывать   относительные   прилагательные   от

существительных,  согласовывать   прилагательные   с существительными в роде, числе и падеже.

Ход игры.  Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая слова-определения к предметам из

металла, дерева, стекла, пластмассы.

 

Пила, напильник из металла — (какие?) ...

Лопата, линейка из дерева — (какие?) ...

Молоток, гвозди из железа — (какие?) ...

Лупа из стекла — (какая?) ...

Линейка, ведро из пластмассы — (какие?) ...

 

Даётся   задание   составить   предложения   с   полученными словами-определениями.

 

Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели:  развивать   фонематические   процессы,   слуховое внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями инструментов. Воспитатель называет первый и последний звуки в cло-

ве, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображением задуманного. Выигрывав"

тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Слова:  ножницы,   топор,   пила,   лопата,   иголка,   грабли, молоток, тиски, рубанок, напёрсток.

 

 Игра «Назови слово»

Цели:  совершенствовать  фонематические   процессы,   учить определять количество и последовательность гласных звуков в

слове.

Ход игры.  Воспитатель выставляет перед детьми картинки и схемы слов с  обозначенными на них  гласными  звуками,  дети

отгадывают название инструмента по схеме.

_ И _А — пила

И _ _ А — игла

_ О _ — нож

И       И — тиски

_     __

 

Загадки

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   учить   связному монологическому   высказыванию   (толкование   загадки),

расширять запас существительных в активном словаре детей по теме «Инструменты».

Ход   игры.  Дети   сидят   полукругом  па   стульчиках.  На   столе раскладывается несколько инструментов.  О каждом инструменте

воспитатель   загадывает   загадку,   а   дети   должны   отгадать,   о каком инструменте идет речь, и объяснить, как они догадались.

 

Зубастые, а не кусаются. (Грабли)

 

Сам худ, а голова с пуд.

(Молоток)

 

Скручена, связана,

На кол посажена,

А по улице пляшет.

(Метла)

 

Маленького роста я,

Наклонилась над рекой —

Тонкая и острая.

Уговор у них такой:

Носом путь себе ищу,

Обменяет ей река

За собою хвост тащу.

Окунька на червяка.

(Иголка с ниткой)

(Удочка)

 

Кланяется, кланяется,

Придёт домой —

растянется.

(Топор)

 

Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой)

 

Быстро грызёт,

Мелко жуёт,

А сама не глотает.

(Пила)

 

Текст для пересказа

На верстаке лежит  дубовая доска.  Она вся в трещинах. Цвет у неё как у гнилого сена. Но Алёша видит не только это.

Он   видит,   что   в   доске   скрыт   столик   на   острых   точёных ножках.

Началась работа. Инструменты в порядке. Алёша первый раз  в  жизни   строгал брусок.  Рубанок   полз   тяжело.  Дерево

сопротивлялось.  Но как приятно чувствовать,  как рождается новая вещь.

                                                                                                                       По Э. Шиму

Вопросы:

Какая доска лежала на верстаке? Опишите её.

Что увидел в доске Алёша?

Как началась работа?

Почему Алёше было приятно?