Новая лексика

Существительные:

морская звезда,  медуза,  морской конёк,  морской котик,  кит,   тюлень,  акула,   скат,  дельфин,   кораллы,   краб,  рифы, хвост,   плавники,   колючки;   названия   речных,   морских   и озёрных рыб.

Глаголы:

плавать,   нырять,   питаться,   нападать,   охотиться, защищаться, растопыривать (колючки), прятаться.

Прилагательные:

глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.

 

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки.

 

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала. —

Здравствуй!

Здравствуй!

— Как дела?

— На рыбалке я была.

Я удила рыбака,

Дядю Петю — чудака.

— Где же твой рыбак?

Попался?

— Нет, ушёл хитрец,

Сорвался!

Е. Череповецкий

 

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели:  развивать   слуховое   внимание;   формировать грамматический   строй   речи,   словообразование;   учить   подбору родственных слов.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   внимательно прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор.

Например:

кит, китовый, кот, китёнок;

дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;

рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;

море, морской, моряк, марка, приморский;

Затем дети сами подбирают родственные слова к данным.

 

Игра «Четвёртый лишний»

Цель:  развивать   слуховое   внимание,   слуховую   память, логическое мышление.

Ход   игры.  Воспитатель   произносит   ряд   слов.   Ребёнок запоминает слова,  повторяет их за воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему.

Например:

Скат,   водоросли,   акула,   морской   конёк.  —Лишнее   слово «водоросли»,   потому   что   оно   называет   растение,   а   все остальные слова — названия морских животных.

 

Щука, акула, кит, дельфин. —Лишнее слово щука, потому что оно называет речную рыбу, а все остальные слова — названия морских животных.

 

Игра «Сосчитай-ка»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже.

Ход игры.  Игра проводится с мячом по  кругу.  Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).

Например:

Один скат, два ската, три ската... десять скатов.

Слова: кит, акула, медуза и т. п.

Затем   воспитатель   усложняет   задание,   предложив   детям считать, кого нет.

Например:

Нет одной акулы, нет двух акул...

Можно предложить посчитать, «с кем мы встретились».

Например:

Я встретил одного кита, я встретил двух китов...

 

Игра «Составь слово из слогов».

Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать  навык слогового синтеза.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что слова «размыло морской водой» и остались  только слоги.  Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова.

Например:

ДУ-ЗА-МЕ — медуза

КУ-А-ЛА — акула

БА-РЫ — рыба

ЛЕНЬ-ТЮ — тюлень

ФИН-ДЕЛЬ — дельфин

ПА-ЧЕ-РЕ-ХА — черепаха

 

Игра «Какие буквы спрятались?»

Цели:  развивать   зрительное   и   слуховое   внимание, формировать   грамматический   строй   речи,   учить   правильному употреблению   существительных   в   творительном   падеже единственного   числа   с   предлогом  «за»,  совершенствовать навык чтения,  закреплять навыки звукового анализа и синтеза,

активизировать   словарь   по   теме   «Животный   мир   морей   и океанов».

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   рассмотреть картинку   и   ответить   на   вопрос   «Какие   буквы   спрятались?» Ребёнок  называет   буквы,   которые   спрятались   за   морскими

животными, отвечая при этом полным предложением.

Например: За дельфином спряталась буква /О (и т. д.).

Воспитатель просит назвать маленькое слово-предлог, которое понадобилось, чтобы ответить на поставленный вопрос («за»).

Уточняет смысл этого предлога, соотносит с графической схемой.

Затем   воспитатель   просит   детей   угадать,   какое   слово задумано, называя при этом последовательно морских животных. Дети называют слово.

В   конце   игры   воспитатель   просит   детей   нарисовать животных,   названия   которых   они   прочитали,   и   составить   их звуковые схемы (под нарисованными картинками).

 

Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели:  развивать   фонематические   процессы,   слуховое внимание,  мышление,   учить   определять   первый   и   последний звуки в слове.

Ход игры.  Перед детьми карточки с изображениями морских животных.  Воспитатель   называет   первый   и   последний   звук   в слове,   а   дети   отгадывают,   какое   слово   задумано.   Тому,   кто отгадал,   вручается   карточка   с   изображение   задуманного. Выигрывает   тот,   у   кого   в   конце   игры   окажется   большее количество карточек.

Слова: скат, кит, акула, черепаха, рыба, щука, рак, краб, окунь, колюшка, сом.

 

Игра «Загадай загадку»

Цели:  развивать   связную   речь,   учить   составлению рассказов-описаний по графической схеме.

Ход   игры.  Дети   загадывают   друг   другу   загадки,   описывая морское животное по опорной схеме.

 

Стихи для чтения и заучивания наизусть

ФОРЕЛЬ

Я семь недель ловил форель,

Не мог ее поймать я.

Я весь промок, и весь продрог,

И все порвал я платье.

Ловил в лесах, ловил в садах,

Ловил я даже в печке.

И что ж? Форель все семь недель

Скрывалась, братцы, в речке!

Шотландский фольклор

(пер. И. Токмаковой)

 

РЫБКА

 Что ты мечешься, рыбка, по дну,

Словно что-нибудь там потеряла?

 — Я здесь ночью с луною ныряла,

А к утру Потеряла луну!

                           Байрамов Нуры

                        (пер. В. Приходько )

 

Тексты для пересказа

МОРСКОЙ КОНЁК

Морской   конёк   живёт   у   берега   среди   морской   травы.

Зацепится за травинку хвостом и качается:  взад-вперёд,  взад- вперёд, вместе с прибоем.

Как  осветит  солнце морскую  траву,   станет   она  зелёная,  и морской   конёк   станет   зелёным.  Солнце   зайдёт,   травы   будут коричневые,  и  конёк сделается  коричневым.  Ни  за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.

                                                                                                                                  По Г. Снегирёву

Вопросы:

Где живёт морской конёк?

За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем?

Как маскируется морской конёк?

 

КАМБАЛА

В   море   рыбы   тоже   маскируются.   Вот   камбала   плоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть — хищных рыб.

Но   врагам  её   трудно   найти.  Рядом  проплывёт   зубатка,   а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая. Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни. Даже   такой   с   камбалой   опыт   делали.   Положили   на   дно аквариума   шахматную   доску.   Камбала   подумала   немного   и стала вся, как шахматная доска...

Так камбала меняет окраску — маскируется,  как настоящий разведчик.

По Г. Снегирёву

 

Вопросы:

О какой рыбе говорится в рассказе?

Как выглядит камбала?

Почему врагам трудно найти камбалу?

Какой опыт провели с камбалой?

 

 Текст для пересказа

КОЛЮШКА

В Балтийском море, и в Белом, и в реке Неве живёт колюшка, маленькая рыбка в пол-ладони. На спине у неё девять острых колючек, чтоб от хищных рыб защищаться. Весной колюшка не выпускает свои икринки в воду, а строит для   них   гнездо.  Всё   идёт   в   дело:   и   подводные   травинки,   и кусочек   дерева   со   дна    всё   вплетает   колюшка   в   круглое гнездо. Колюшка то плавает вокруг гнезда, то потрётся об него боком — попробует,  прочно ли? Вдруг  увидит  большую рыбу, растопырит колючки и бросается на неё.

Но вот  гнездо  готово,  и мама-колюшка откладывает в него всего штук пятьдесят икринок. Зато отец-колюшка так охраняет гнездо, что ни одна икринка, ни один малёк не погибает.

                                                                                                                                     Г. Снегирёв

Вопросы:

Где живёт колюшка?

Как выглядит колюшка?

Куда колюшка откладывает икринки?

Из чего колюшка строит своё гнездо?

Как колюшка защищается от больших рыб?

Как ведёт себя отец-колюшка?