http://www.solnet.ee/parents/log_31.html - дополнительный материал по теме "Ранняя весна"

http://www.solnet.ee/parents/log_27.html - дополнительный материал по теме "8 марта - мамин праздник"

http://www.solnet.ee/parents/log_36.html - дополнительный материал по теме "Первоцветы"

 

 

Новая лексика

Существительные:

сосулька, ручеёк, птицы, солнце, небо, ствол, весна, оттепель, проталина, март, апрель, май, месяц,

 журчание, звон, капель.

Глаголы:

греть,   мёрзнуть,   висеть,   расти,  щебетать,   чирикать,   таять, чернеть,   вить,   пригревать,   отогревать,   нагревать,   замерзать,

подмерзать, оттаять, наступать, отступать, звенеть, таять, греть, расцветать,   распускаться,  

 набухать,   пахнуть,   просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться.

Прилагательные:

весенний,   зимний,   солнечный,   теплый,   прохладный,   яркий, рыхлый,   ранний,   поздний,   звонкий,  

 радостный,   дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый.

Наречия:

тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.

 

Пальчиковая гимнастика

ВЕСНА

Иди, весна, иди, красна,                          (Пальчиками «идут» по столу.)

Принеси ржаной колосок,                         (Загибают по одному пальцу  на обеих руках, начиная с мизинца.)

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

 

Подвижная игра

Цели: развивать общие речевые навыки, координацию речи с движением.

 

СОЛНЫШКО

Солнышко,                    (Стоят в маленьком кругу;

Колоколнышко,               шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки.)

Ты пораньше взойди,      (Поднимают руки вверх, тянутся на носочках — вдох, фраза на вдохе.)

Нас пораньше разбуди.   (Опускают руки — выдох, фраза на выдохе.)

Нам в поле бежать,         (Бегут по кругу, взявшись за руки.)

Нам весну встречать.

 

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки.

— Ну, весна, как дела? — У меня уборка.

— Для чего тебе метла? — Снег мести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!

— Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.

Всё помою, просушу, вас на праздник приглашу!

                                                                О. Высотская

 

Заклички

 

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

 

Ждём, весна, давным-давно,

А ты бродишь где-то!

Без тебя ведь не придёт

Солнечное лето!

                          Г. Лагздынь

 

Солнышко ясное, нарядись.

Солнышко красное, покажись.

Платье алое надень,

Подари нам красный день!

                             А. Прокофьев

 

Игра «Найди ошибки»

Цели:  развивать слуховое внимание,  обогащать словарный запас по теме.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы).

 Сначала читает весь текст целиком. Спрашивает, какие ошибки заметили дети. Затем читает по   одному 

  предложению,   даёт   ребятам   возможность   найти остальные ошибки. Просит, исправляя предложение,

повторять его верно целиком.

 

Вот  и  наступила   весна.  Весело журчат  ручьи,   с   крыш капают  сосульки      начался   листопад   (капель).   День

становится всё  короче  (длиннее),  а  ночи  длиннее  (короче). Возвращаются   зимующие   (перелётные)   птицы.   Люди   уже

позаботились   о  грачах  (скворцах)    сколотили   скворечники. Просыпаются   от   зимнего   сна  

насекомые:   мухи,  бабушки (бабочки),  пчёлы.  Вот-вот  зацветут  первые весенние цветы —

колокольчики (подснежники).

                                                                                                                                                                                         С. Чешева

Повторение названий весенних месяцев

Цели:  закрепить   в   речи   названия   весенних  месяцев,   учить связному монологическому высказыванию.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из   стихотворения   «Двенадцать  месяцев».  Проводит   беседу   по

стихотворению, разучивает его с детьми.

 

Весна торопится на старт,

В ручьях весенних месяц март.

Из старых листьев вылез шмель,

Цветёт подснежником апрель.

На луг Бурёнку выгоняй —

Пришёл с травой зелёной май.

 

Вопросы и задания:

Какие изменения в природе можно увидеть в марте? (в апреле, в мае)

Назови первый (второй, третий) весенний месяц.

Перечисли весенние месяцы по порядку.

 

Игра «Дополни предложения»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить употреблению глаголов будущего времени.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.

Например:

Скоро наступит весна.

Солнце (что будет делать?) будет... (ярче светить, пригревать.

Снег (что будет делать?) будет... (чернеть, таять).

На земле проталины (что сделают?) ... (появятся).

Ручьи (что сделают?) ... (побегут, зажурчат).

 

 Игра «Хвастунишка»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить образованию сравнительных степеней прилагательных.

Ход   игры.  Воспитатель   знакомит   детей   с   мышкой- хвастунишкой   и   объясняет   на   примере:   что   бы  мышонок   ни

услышал, он всегда хвастает: «У меня-то лучше!»

Например:

Скажешь мышонку «длинный», а он в ответ — «длиннее» и т. д.

Затем детям предлагается побыть в роли мышонка.

Воспитатель называет прилагательные, а дети изменяют их по образцу,

теплый — теплее

светлый — светлее

яркий — ... темный — ...

громкий — ... рыхлый — ...

высокий — ... свежий — ...

чистый — ... прозрачный — ...

сильный — ... быстрый — ...

радостный — ...

В   конце   игры  дети   придумывают   предложения   о   весне   с получившимися словами.

 

Игра «Назови звук»

Цели:  развивать   фонематический   слух,   учить   определять последний звук в словах.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать последний звук в словах.

Слова:  весна,  подснежник,  сосулька,  ручеёк,  скворец,  муха, бабочка.

 

 

Стихи для чтения и заучивания наизусть

 

ВЕСНА

Отшумела злая вьюга.

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая И

ручьями слёзы льёт.

                         Г. Ладонщиков

 

ПОДСНЕЖНИКИ

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники —

Снегурочкины

Слёзы.

                            Т. Белозёров

 

ВЕСНА ПРИШЛА

Весна пришла, сосульками

Карнизы украшая. Ручьи

задорно булькают, Сугробы

подмывая.

Забыв морозы прежние,

Без сил свалилась набок

Заплаканная снежная

Подтаявшая баба.

Зиме совсем недужится —

Пора ей в путь сбираться...

И солнце в каждой лужице

Готово искупаться!

И меж снегами влажными

Пробив себе окошки,

Подснежники отважные

Уже встают на ножки!

                                       Е. Стюарт

 

ЛИСТИКИ ПРОСНУЛИСЬ

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу, Не

поймут со сна:

— Неужели это...

Неужели лето?

— Нет, ещё не лето,

Но уже — весна!

                            В.Данько

 

Игра «Почемучка»

Цели:  развивать   связную   речь,   учить   употреблению сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».

Ход игры.  Педагог задает детям вопросы, требуя при ответе употребления союза «потому что».

Ребенок   ловит   мяч   и   отвечает   на   вопрос   воспитателя (вопросы связаны с изучаемой лексической темой).

Например:

Почему тает снег? — Снег тает, потому что пригревает солнце.

И т. д.

 

Игра «Нарисуй-ка»

Цели:  актуализировать словарный запас по теме,  развивать связную   речь,   учить   планированию   рассказа    описания   по картинке.

Ход   игры.  Детям   предлагается   нарисовать   весеннюю картину.   Воспитатель   просит   кого-либо   из   детей   составить

рассказ   по   своей   картине.   Дети   вместе   с   воспитателем обсуждают  детали рисунка:  о чём надо рассказать сначала,  о

чём — потом. Затем составляется рассказ. На индивидуальных занятиях можно составлять рассказы с остальными детьми.

 

Текст для пересказа

ВЕСНА КРАСНА

Побежали по дорогам весёлые говорливые ручейки.  Лёд на речке   почернел.   Надулись   на   деревьях   пахучие 

  почки.   Уже прилетели из тёплых краёв грачи. Поставили ребята на деревьях скворечники. Спешат они из школы

посмотреть, нет ли весёлых гостей — скворцов. Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам

кусты.

                                                                                                                                           И. Соколов-Микитов

Вопросы:

О каком времени года рассказ?

О каких приметах весны говорится в рассказе?

 

 

МАРТ

Март    говорит   наш  народ —  парник,   капельник.  Солнце  начинает   одолевать   зиму.  

 Рыхлеет,   ноздрится,   становится серым  снег    уж не  тот,   что  был  зимой,  — сдаёт!  Знать  по цвету,

что дело идёт к лету.

С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода      и   капает,   капает...  

 Натекают   лужи      и   уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть...

Весна прилетела к нам на солнечных крыльях...

                                                                                                                                                                В. Бианки

Вопросы:

Как называют в народе март?

По каким приметам можно узнать приход весны?

На каких крыльях прилетает к нам весна?

 

 

 

ПРАЗДНИК 8 МАРТА

Новая лексика

Существительные: подарок, цветы, мама, бабушка, прабабушка, папа, дедушка, прадед, сын, дочь, внучка, брат, сестра, племянник, дядя, тётя.

Глаголы:

заботиться,   любить,   уважать,   стараться,   помогать, готовить,   убирать,   стирать,   мыть,   работать,   протирать, вытирать, ухаживать, растить.

Прилагательные:

родная,   любимая,   заботливая,   взрослая,  маленькая, ласковая,   добрая,   трудолюбивая,   строгая,   вежливая, послушная.

 

Пальчиковая гимнастика

КВАРТИРНАЯ СЧИТАЛКА

Мама в дом войдёт и ахнет:          (Шагают пальцами обеих рук по столу.)

—Чем у нас  в квартире пахнет?    (Пожимают плечами.)

—Много чем, —                             (Попеременно ударяют   кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

ответим маме. —

Раз — горелыми блинами,              (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый счёт.)

Два — разбитыми духами,

Три — штанами в рыбьем жире...            

Мама скажет:

— А четыре —

Пахнет стиркой и уборкой.

А ещё — хорошей поркой!

                                      И. Шевчук

 

Координация речи с движением

ПОВАРА

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Это проще простого:

Это раз — и готово!

(Если мама готовит обед!)

Но бывает, что некогда маме

И обед себе варим мы сами,

И тогда

(Не пойму, в чём секрет!) —

Очень трудно готовить обед!

Б. Заходер

(Левая  рука   перед   собой «держит кастрюлю», правая

рука,   сжатая   в   кулак, «помешивает суп».)

(Делают чёткие шаркающие движения ладонями перед

собой — 4 раза.)

(Разводят руки в стороны.)

(Руки опущены вниз, пожимают плечами.)

(Прижимают   ладони   к груди.)

(Руки   опущены   вниз, пожимают плечами.)

(Проводят   тыльной стороной   ладони   по   лбу)

вытирают пот»). 

 

 

Игра «Кем работает мама

Цели: формировать грамматический строй речи.

ХОД игры.

Воспитатель предлагает детям закончить предложения.

Моя мама учит детей, она ... (учительница).

Моя мама шьёт одежду, она ... (швея, портниха).

Моя мама готовит еду, она ... (повариха).

Моя мама занимается спортом, она ... (спортсменка).

Моя мама делает массаж, она ... (массажистка).

Моя мама продаёт одежду, она ... (продавщица).

Моя мама поёт, она... (певица).

Моя мама пишет картины, она... (художница).

Моя мама пишет книги, она... (писательница).

 

Игра «Назови ласково»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить образовывать   существительные   с   уменьшительно-

ласкательными суффиксами,  знакомить с полными женскими и мужскими именами.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   подумать,   как можно ласково назвать человека с тем или иным именем.

Например:

Настя — Настенька

Даша — ...

Лида — ... Ира — ...

Оля — ... Света — ...

Маша — ... Таня — ...

Затем дети называют друг друга ласково, передавая по кругу мяч.

 

Игра «Подарки для мамы»

Цели:  развивать фонематические процессы, учить подбирать слова с заданным звуком,  развивать творческое воображение,

совершенствовать мелкую моторику.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   нарисовать подарки   для   мам,   названия   подарков   содержат   звук   [ц]

(воспитатель может предложить любой другой звук).

 

Стихи для чтения и заучивания наизусть

 

Я МАМУ ЛЮБЛЮ

Мне мама приносит

Игрушки, конфеты,

Но маму люблю я

Совсем не за это.

Весёлые песни

Она напевает,

Нам скучно вдвоем

Никогда не бывает.

Я ей открываю

Свои все секреты.

Но маму люблю я

Не только за это.

Люблю свою маму,

Скажу я вам прямо,

Ну просто за то,

Что она моя мама!

                             Л. Давыдова

 

БАБУШКИНЫ РУКИ

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех занятиях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И всё мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Летают, вяжут, метят,

Всё что-то мастерят...

Ко сну ночник засветят

И тут замолкнут вдруг.

Умнее нет на свете И

нет добрее рук.

                                Л. Квитко

 

ВЕСЁЛОЕ СДЕЛАЛОСЬ ГРУСТНЫМ

Яблоко стало невкусным.

Весёлое сделалось грустным.

Сахар — не сладкий.

Соль — не солёная.

Дождик — не мокрый.

Трава — не зелёная.

Гром на кого-то с неба ворчит...

Мама не хочет со мной разговаривать.

Мама молчит.

                             Л. Николаенко

 

Тексты для пересказа

 

ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ

Таня  проснулась   рано-рано  и  взглянула   на   календарь.  На календаре стояло красное число: 8 Марта.

Таня   вынула   из   ящика   с   игрушками   свои   подарки    две хорошенькие чашечки — и побежала смотреть, не проснулась ли

бабушка.  Бабушка   уже   проснулась;   она   пекла   вкусный   пирог. Таня  перемыла   всю посуду,   подмела   пол,  постелила  на  стол

чистую скатерть... И поставила свои чашечки... В передней зазвонил телефон и разбудил маму. Она лежала и слушала, как Таня с кем-то

говорила по телефону.

— Тише, тише... — говорила Таня. — Не разбудите маму... У нас сегодня тройной праздник! Мамин, бабушкин и мой! Мы все

тут женщины, кроме папы! И сегодня наш Женский день.

                                                                                                                                                               В. Осеева

Вопросы:

Какие подарки приготовила Таня маме и бабушке?

Что пекла бабушка к празднику?

Как помогала бабушке Таня?

Как Таня относилась к маме? Почему ты так думаешь?

 

МАМА

Самое лучшее слово на свете — «мама». Самая хорошая на свете мама — моя.

Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня. Поэтому она не отпускает меня далеко,

а когда мы идём в детский сад, держит за руку.

Сегодня выходной,  мама на работу не пошла.  Мы в парке. Всё вокруг зелёное, и цветов много. Детей тоже много.

Мама  сидит  на скамейке  и  говорит  с  другой мамой,  а мы куличики лепим. Всамделишные — из песка.

Мама смотрит на меня и смеётся.  И цветы смеются.  Мама очень добрая, когда улыбается. И я улыбаюсь ей.

                                                                                                                                                                                       Д. Габе

Вопросы:

Какое самое лучшее слово на свете?

Чья мама лучше всех?

Почему мама не пошла на работу?

Что делали мамы и дети в парке?