Новая лексика
Существительные:
родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня,село.
Глаголы:
любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.
Прилагательные:
любимая, единственная, огромная, прекрасная.
Чистоговорка
Цель: работать над чёткостью дикции.
Жура-Жура-Журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
П. Воронъко
Беседа об Отечестве
Цели: воспитывать любовь к родной стране, бережное отношения к ней. Обогащать речь образными выразительными
средствами (эпитетами, метафорами, синонимами).
ХОД беседы. Воспитатель говорит детям, что мы живём в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. Как у
человека, у страны тоже есть имя — Россия. А мы, живущие в России, — россияне. Наша страна — это красота, это широкие
степные просторы, это огромные леса, это полноводные реки. А наши деды и прадеды сохранили их для нас, уберегли от гибели,
от уничтожения. От врагов земли русской. А теперь уже наша очередь — беречь, хранить, защищать родную землю, родную
природу, свою большую прекрасную Родину Россию.
Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, как мы можем выразить свою любовь к Родине — России.
Например: любить её; беречь каждый кустик, дерево, травку; защищать; сохранять её; работать, трудиться; не
давать загрязнять леса, реки; не допускать пожаров.
Воспитатель предлагает детям подобрать признаки к нашей Родине, России. Родина — какая?
Например:
любимая необъятная могучая
родная бескрайняя беззащитная
прекрасная богатая весёлая
огромная красивая грустная
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Скажи иначе»(подбор синонимов).
Например:
Большая — необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная.
Красивая — замечательная, прекрасная, милая.
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать речевой слух; грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и назвать, какое слово лишнее и почему.
Например:
Россия, российский, роса, россияне.
Родина, родной, родители, радость.
Отец, Отечество, отчаяние, отчий.
Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к заданным.
Игра «Города России»
Цели: обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое
внимание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова — названия городов России:
Мо-сква, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков,
Мурманск, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи.
Игра «Весёлые звуки»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять последовательность звуков в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (выложить из разноцветных кружков на ковро-
линографе, либо нарисовать в тетрадях).
Слова: Тула, Псков, Сочи.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
РОДИНА
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
А. Прокофьев
* * *
Небо синее в России,
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Есть и клёны, и дубы,
А какие есть грибы!
А ещё пекут в печи
Вот такие калачи!
В. Гусев
ТЫ СКАЖИ МНЕ, РЕЧЕНЬКА
-— Ты скажи мне,
Реченька лесная,
Отчего ты
Звонкая такая?
— Утром надо мной
Поёт синичка —
Оттого и звонкая
Водичка!
— Ты скажи мне,
Реченька лесная,
Отчего ты чистая
Такая?
— Чистым голоском
Поёт синичка —
Оттого и чистая
Водичка!
— Ты скажи мне,
Реченька лесная,
Отчего ты Синяя такая?
— В родничке
Купается синичка —
Оттого и синяя
Водичка!
В. Орлов
Игра «Объясни пословицы»
Цель: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию.
Всякому мила своя сторона.
Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
Москва — сердце России.
Человек без родины — соловей без песни.
Текст для пересказа
* * *
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
«Сломайте!». Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику.
Они легко переломали прутья по одиночке.
Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь —
вас всякий легко погубит ».
Л. Толстой
Вопросы:
Что отец приказал сыновьям?
Послушались сыновья отца?
Что отец велел принести? Зачем?
Удалось сыновьям сломать веник сразу?
Как сыновья сломали веник?
Что сказал отец?