Новая лексика

Существительные:

родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня,село.

Глаголы:

любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.

Прилагательные:

любимая, единственная, огромная, прекрасная.

 

Чистоговорка

Цель: работать над чёткостью дикции.

 

Жура-Жура-Журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

 «Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

 «Лучше нет родного края!»

П. Воронъко

 

Беседа об Отечестве

Цели:  воспитывать   любовь   к   родной   стране,   бережное отношения к ней.  Обогащать речь образными выразительными

средствами (эпитетами, метафорами, синонимами).

ХОД  беседы.  Воспитатель   говорит   детям,   что  мы живём  в огромной прекрасной стране.  Это наша большая Родина.  Как у

человека,  у страны тоже есть имя — Россия.  А мы,  живущие в России,  россияне.  Наша страна — это  красота,  это широкие

степные просторы, это огромные леса, это полноводные реки. А наши деды и прадеды сохранили их для нас, уберегли от гибели,

от уничтожения.  От врагов земли русской.  А теперь уже наша очередь — беречь,  хранить,  защищать родную землю,  родную

природу, свою большую прекрасную Родину Россию.

Воспитатель предлагает детям подумать и сказать,  как мы можем выразить свою любовь к Родине — России.

Например:  любить   её;   беречь   каждый   кустик,   дерево, травку;   защищать;   сохранять   её;   работать,   трудиться;   не

давать загрязнять леса, реки; не допускать пожаров.

Воспитатель предлагает детям подобрать признаки к нашей Родине, России. Родина — какая?

Например:

любимая необъятная могучая

родная бескрайняя беззащитная

прекрасная богатая весёлая

огромная красивая грустная

  Воспитатель   предлагает   детям   поиграть   в   игру   «Скажи   иначе»(подбор синонимов).

Например:

Большая — необъятная, огромная, бескрайняя, просторная, безграничная.

Красивая — замечательная, прекрасная, милая.

 

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели:  развивать речевой слух;   грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и назвать, какое слово лишнее и почему.

Например:

Россия, российский, роса, россияне.

Родина, родной, родители, радость.

Отец, Отечество, отчаяние, отчий.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к заданным.

 

Игра «Города России»

Цели:  обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять умение делить слова на слоги,  развивать слуховое

внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова — названия городов России:

Мо-сква,   Тверь,   Са-ма-ра,   Ту-ла,   Нов-го-род,   Псков,

Мурманск, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи.

 

 

Игра «Весёлые звуки»

Цели:  совершенствовать фонематические процессы, умение определять последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы   слов   (выложить   из   разноцветных   кружков   на   ковро-

линографе, либо нарисовать в тетрадях).

Слова: Тула, Псков, Сочи.

 

Стихи для чтения и заучивания наизусть

РОДИНА

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края...

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

А. Прокофьев

* * *

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Есть и клёны, и дубы,

А какие есть грибы!

 А ещё пекут в печи

Вот такие калачи!

В. Гусев

 

ТЫ СКАЖИ МНЕ, РЕЧЕНЬКА

-— Ты скажи мне,

Реченька лесная,

Отчего ты

Звонкая такая?

— Утром надо мной

Поёт синичка —

Оттого и звонкая

Водичка!

— Ты скажи  мне,

Реченька  лесная,

Отчего ты чистая

Такая?

— Чистым голоском

Поёт синичка —

Оттого и чистая

Водичка!

— Ты скажи мне,

Реченька лесная,

Отчего ты Синяя такая?

— В родничке

Купается синичка —

Оттого и синяя

Водичка!

В. Орлов

 

Игра «Объясни пословицы»

Цель: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию.

 

Всякому мила своя сторона.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Москва — сердце России.

Человек без родины — соловей без песни.

Текст для пересказа

* * *

Отец   приказал   сыновьям,   чтобы жили   в  согласии;   они   не слушались.   Вот   он   велел   принести   веник   и   говорит:

«Сломайте!». Сколько   они   ни   бились,   не   могли   сломать.   Тогда   отец развязал веник и велел ломать по одному прутику.

Они легко переломали прутья по одиночке.

Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь —

вас всякий легко погубит ».

Л. Толстой

 

Вопросы:

Что отец приказал сыновьям?

Послушались сыновья отца?

Что отец велел принести? Зачем?

Удалось сыновьям сломать веник сразу?

Как сыновья сломали веник?

Что сказал отец?