Существительные:

белый медведь, песец, полярная сова, полярный   волк,   пингвин,  северный   олень,  морж,   тюлень,

Северный полюс, Южный полюс, бивни, ласты.

Глаголы:

охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться,

нападать, подкрадываться.

Прилагательные:  пятнистый,  медлительный, выносливый, огромный пушистый.

 

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин,

В чёрный он одетсюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Птицу важную — ... (пингвина)?

С. Васильева

 

Игра «Кто где

Цели:  формировать грамматический строй речи (понимание и употребление   предложно-падежных   конструкций);   развивать

слуховое   и   зрительное   внимание;   совершенствовать   операции звукового анализа и синтеза.

Ход игры.

1 вариант.  Воспитатель   расставляет   игрушки   (животные Севера) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т. д.) и задаёт детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?» Дети отвечают:  «На столе стоит медведь».  Затем воспитатель уточняет,

какое   маленькое   слово-предлог   потребовалось   в   данном предложении.

 

2 вариант.  Воспитатель   предлагает   детям   отгадать,   где находится   игрушка,   в   названии   которой   известны   первый   и

последний звуки.  Дети называют игрушку и объясняют,   где она стоит.

Например:

Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [п],

а последний — [н]. —Пингвин стоит под стулом.

 

Игра «Кто спрятался на картинке?»

Цели:  развивать   зрительное   внимание,   активизировать   и уточнить словарь по теме «Животные севера».

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   рассмотреть картинку и найти на ней животных севера.

 

Игра «Одинмного»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (образование родительного   падежа   существительных   во   множественном

числе).

Ход   игры.  Игру   можно   проводить   с   мячом.   Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он

соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.

Например:

Один тюлень — много тюленей, один морж — много моржей

При необходимости игру повторяют.

 

 Игра «Чья, чей, чьи?»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от

существительных).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши  (чьи? какие?)  медвежьи,  хвост  (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа

бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ...

 

Игра «Кто лишний?»

Цель: развивать логическое мышление. Ход игры. Игра проводится с использованием картинок с изображением

животных севера и жарких стран.

 

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   прослушать предложения,   сосчитать   количество   слов   и   начертить   схемы.

Напоминает,  что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с

большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.

Например: Лев — хищное животное.

Обезьяны очень ловкие. Слон поднимает грузы хоботом. Бегемот днём много спит. Жираф щиплет листочки.

 

Стихи для чтения и заучивания наизусть

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

Смотрите, смотрите,

Снега и снега.

Четвёртые сутки

Бушует пурга.

Она сорвала свой

Простуженный голос,

Пока добиралась

На Северный полюс.

А вот и полярники,

Смелый народ, —

На льдине дрейфуют

Они круглый год.

И дорог им Север —

Большая страна,

Где белая даже

Сама тишина.

М. Садовский