Новая лексика

Существительные:

лев,   слон,  жираф,   зебра,  носорог,   крокодил,  антилопа, леопард,  верблюд,   черепаха,  бегемот,  обезьяна,   кенгуру,

коала, утконос, попугай, гепард, пустыня, джунгли, саванна, Африка, Австралия,

Глаголы:

охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться,

нападать, подкрадываться.

Прилагательные: полосатый,

пятнистый, быстроногий, медлительный, сумчатый, выносливый, огромный, длинношеий, пушистый.

 

Диалог

Цели:  работать над общими речевыми навыками,  развивать диалогическую речь.

СЛОН

— Здравствуй, слон!

Ты что не весел?

Почему ты нос повесил?

Почему твой длинный нос

До земли почти дорос?

 Слон подумал и ответил:

— Нос мне очень нужен, дети!

— Вот как? Нужен? А зачем?

— Я ведь очень много ем!

Длинный нос еду берёт

И кладёт мне прямо в рот!

Он поможет мне напиться

И за ветку зацепиться.

Может он служить рукой —

Вот полезный он какой!

 

Скороговорка

Цели:  развивать   общие   речевые   навыки:   чёткость   дикции, правильное   звукопроизношение,   правильное   голосоведение,

слуховую память.

ХОД  игры.  Воспитатель предлагает детям соревнование:  кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

 

На прогулке говорливая горилла,

Не смолкая, с гориллёнком говорила.

А. Костаков

 

За гиппопотамом гиппопотам

Топает по пятам.

Л. Улъяницкая

 

Игра «Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

 

Раз в глубоком тёмном иле

Рыбку рыбаки ловили,

А к ним в сети угодил

Злой зелёный... (крокодил).

 

Панцирь крепкий, как гранит,

От врагов он защитит,

 И под ним не знает страха

Медлительная...  (черепаха).

 

 

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон!

Это африканский... (слон).

 

Игра «Будь внимательным»

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение и просит решить задачу.

 

СЕМЕЙКА

Шли слоны своей тропою,

Шли сквозь джунгли к водопою:

Папа-слон, слониха-мама,

 Дед, слонище преупрямый,

 Бабка, слонка-пятитонка,

И внучата, два слонёнка:

Слоник, маленький сынишка,

И его сестра, Слонишка.

Сколько шло к воде слонов?

 У тебя ответ готов?

Т. Крюкова

 

Игра «Кто где

Цели:  формировать грамматический строй речи (понимание и употребление   предложно-падежных   конструкций);   развивать

слуховое   и   зрительное   внимание;   совершенствовать   операции звукового анализа и синтеза.

Ход игры.

1 вариант.  Воспитатель   расставляет   игрушки   (животные жарких стран) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т.

д.) и задаёт детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?» Дети отвечают:  «На столе стоит слон».  Затем воспитатель уточняет,

какое   маленькое   слово-предлог   потребовалось   в   данном предложении.

2 вариант.  Воспитатель   предлагает   детям   отгадать,   где находится   игрушка,   в   названии   которой   известны   первый   и

последний звуки.  Дети называют игрушку и объясняют,   где она стоит.

Например:

Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [ж],

а последний — [ф]. —Жираф стоит под стулом.

 

Игра «Одинмного»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (образование родительного   падежа   существительных   во   множественном

числе).

Ход   игры.  Игру   можно   проводить   с   мячом.   Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он

соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.

Например:

Один лев — много львов, один жираф — много жирафов.

При необходимости игру повторяют.

 

 Игра «Чья, чей, чьи?»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от

существительных).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и жарких стран и просит

назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши  (чьи? какие?)  медвежьи,  хвост  (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога

(чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ...

 

Игра «Кто лишний?»

Цель: развивать логическое мышление.

Ход игры.

Играпроводится с использованием картинок с изображением животных севера и жарких стран.

 

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   прослушать предложения,   сосчитать   количество   слов   и   начертить   схемы.

Напоминает,  что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с

большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.

 

Например: Лев — хищное животное.

Обезьяны очень ловкие. Слон поднимает грузы хоботом. Бегемот днём много спит. Жираф щиплет листочки.

 

Игра «Рассыпанные слоги»

Цель:  развивать   слоговой   анализ   и   синтез,   зрительное внимание   и   зрительную   память,   активизировать   словарный

запас по теме «Животные жарких стран».

Ход   игры.  Дети   читают   стихи   и   составляют   слова   из разрозненных слогов.

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе все кружились.

Так кружились и вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять!

Помоги гостей собрать:

АН-ТИ-ЛО-ПА-ДИ-КО-ДИЛ-КО-

КРО-ШИМ-ЗЕ-ПАН-КО-РИЛ-НА-

МОТ-ГЕ-БЕ-РАФ-Е-ГИ-МУР-ГО-ЛА-

ЛЕ-БРА-БРАЗ-ЖИ!

Из пособия Л. Гадасиной, О. Ивановской

 

Ответы иллюстрируют картинками:

антилопа,  бегемот,  крокодил,  шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.

 

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   совершенствовать фонематический слух.

ХОД игры. Воспитатель называет слова, а ребенок поднимает руку только тогда, когда услышит названия животных.

Слова:  жираф,   граф,   проходил,   крокодил,   зебра,  швабра, папаха, черепаха, газель, газон, попугай, каравай.

 

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Посмотрите: бегемот

 В жаркой Африке живёт.

Целый день в реке сидит,

Корни ест он или спит.

Ночью он не будет спать,

Выйдет травки пощипать

И затопчет все луга —

Тяжела его нога.

А потом опять поспать

Заберётся в воду,

Так проходят его дни,

Так проходят годы...

С. Васильева

 

Загадки

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   учить   связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

ХОД игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

 

И петь — не поет,

И летать — не летает.

За что же тогда

 Его птицей считают?

(Страус)

 

Что за коняшки —

На всех тельняшки.

(Зебра)

 

Зверь я горбатый,

Но нравлюсь

ребятам. (Верблюд)

 

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит...

(крокодил).

 

Некрасивый он, пожалуй...

Вместо носа — шланг пожарный,

Уши вроде  опахал,

Ростом с башню отмахал.

(Слон)

В. Жуковский

 

На носу он носит рог

И зовётся...

(носорог).

Н. Нищева

 

Спит зелёное бревно. 

В ил запуталось оно.

У бревна большая пасть.

Зубы в пасти — просто страсть.

Н. Нищева

 

Текст для пересказа

КРАСАВИЦА

Это бегемот.  Только не он,  а она — бегемотиха.  Зовут её Красавица. Её привезли из Африки. Бегемоты там живут в реке.

Едят траву по берегам, ныряют в тёплой воде. Пасть у бегемота огромная. Откроет — как чемодан. Весом бегемот — сто пудов.

А командует им в зоологическом саду худенький старичок. Плохо   бегемоту   зимой:   он   жару   любит,   тёплую   воду.

Старичок   греет   ему   воду   для   бассейна.   Только   на   ночь   не пускает бегемота в бассейн, чтобы не простудился.

Бегемот, если б захотел, прошёл бы через загородку — а не смеет: старичок не велит.

                                                                                                                                                         По Б. Житкову

Вопросы:

О ком рассказ? Как зовут бегемотиху?

Откуда её привезли?

Что делают бегемоты на родине?

Опишите бегемота.

Кто командует бегемотом?

Как старичок заботится о бегемоте?