Почитайте детям

В. Бианки «Птичий год — осень» (из книги «Наши птицы»).

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Новая лексика

Существительные:

голубь,  сорока, ворона, воробей,  синица,  снегирь, сова, дятел,   клёст,   свиристель,   рябчик,   тетерев,   глухарь,

кормушка, птенцы, гнездо.

Глаголы:

летать,  искать,  кормиться,  клевать,  шелушить,  каркать, чирикать, нахохлиться.

Прилагательные:

красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел),   шустрый   (воробей),   белобокая   (сорока),   цепкие

(коготки), зимующие (птицы).

 

 

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели:  развивать   слуховое   внимание   и   память,   уточнять   и активизировать   словарь   по   лексической   теме   «Зимующие

птицы».

Ход игры.  Воспитатель читает  детям стихотворение,  затем просит   их   постараться   вспомнить,   названия   каких   птиц   в   нём

встречаются.  Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц они знают?

 

КОРМУШКА

Мне в проталинку видна

Горстка жёлтого пшена.

Крошки хлеба вижу слева,

Горстку сала вижу справа.

Где вертлявая синица?

Пусть приходит подкормиться!

Прилетай хоть воробей,

Если можешь, поскорей!

А по правде говоря,

Жду я в гости снегиря.

Красногрудый не летит,

У кого-то он гостит.

Я в проталинку дышу,

Прилететь скорей прошу,

Пожалей, снегирь, мой нос:

Он к стеклу совсем прирос!

                                        М. Садовский

 

Игра «Подбери слова»

Цели: развивать грамматический строи речи, умение образовывать глаголы при помощи приставок.

ХОД игры. Воспитатель просит детей закончить предложения.

 

Одни воробьи к кормушке (что делали?) ... (подлетали). Другие воробьи от кормушки (что делали?) ... (отлетали). Маленький

бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?) ... (облетел).

Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) ... (залетел).

Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?)... (улетел).

 

Игра «У кормушки»

Цели:  совершенствовать   грамматический   строй   речи (употребление в речи предлогов).

Ход   игры.  Воспитатель   помещает   на   магнитную   доску изображение   дерева   с   кормушкой   и   выполняет   различные

действия с изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги.

Например:

Снегирь летит к кормушке (предлог к).

Синица улетает от кормушки (предлог от).

Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.

 

 Игра «Чем больше, тем лучше»

Цели:  учить детей образовывать новые  глаголы от данного при помощи приставок.

Ход игры.  По заданию воспитателя дети должны образовать новые  глаголы от   глагола «летать»  (при помощи приставок)  и

продемонстрировать их с птичкой,  сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими

словами.  За  каждое правильно выполненное  задание ребёнок получает   жетон.   В   конце   игры   подсчитываются   результаты.

Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

 

Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

 

Игра «Две кормушки»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям разделить на слоги слова — названия зимующих птиц и рассадить их по кормушкам.

В   одну   кормушку    птиц,   в   названии   которых   два   слога;   в другую кормушку — птиц, в названии которых три слога.

Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей.

 

Игра «Отгадай слово»

Цели:  совершенствовать  фонематические   процессы,   учить определять первый и последний звук в слове.

Ход  игры.  Воспитатель  раскладывает   на  столе  картинки  с изображением зимующих птиц и предлагает детям отгадать, какое

слово задумано,  по первому и последнему звуку.  Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается результат.

Например:

 

Первый звук [в], последний — [а] (ворона).

 

 Игра «Зачеркни одинаковые буквы, составь слово»

Цели:  развивать   зрительное   внимание,   совершенствовать навыки   звукового   анализа   и   синтеза,   чтения,   профилактика

дисграфии.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти одинаковые буквы и зачеркнуть их (или убрать, если буквы расположены на

ковролинографе). Из оставшихся букв дети составляют слово и выполняют его звуковой анализ.

М О У Б К О С У Л Б Ё Т М —  Клёст

 

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

РАЗГОВОР С СИНИЦЕЙ

Посвисти ещё, синичка,

 Это добрая привычка:

Рано утром прилететь

 У окошка посвистеть.

В январе в лихую стужу

Голос твой мне очень нужен.

 А тебе за твой привет

Приготовил я обед.

Не забудь же, прилети,

У окошка посвисти...

М. Садовский

 

Текст для пересказа

* * *

Вот прилетел дятел, принёс в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся прямо на ствол сосны. И не заметишь

дятла на дереве. Зацепился за кору острыми когтями и начал изо всех сил семена из шишки выклёвывать.

Засмотрелся я на дятла. Ловко это у него получается: и сам сыт и лесу польза. Не все семена попадут дятлу в рот.

Много   семян  упадёт   на   землю и   прорастёт.  Вон   сколько сосенок   из-под   снега   топорщится!   Все   они   выросли   из

выклеванных дятлом шишек. Вот что я узнал о дятле. Он — маленький пернатый лесовод.

                                                                                                                                 По Г. Скребицкому

Вопросы:

О какой птице говорится в рассказе?

Что делал дятел в лесу?

Какую пользу дятел лесу приносит? Каким образом?

Как называют дятла?

 

 Текст для пересказа

 

В ЗИМНЮЮ СТУЖУ

Спит   заснеженный   лес.   Стайка   птиц   пролетела   над лесной   полянкой.  Это   клесты.  Птицы  облетели   вершину

ели.  Цепкими  коготками они выбирали семена из  шишек. Как хлопотали клесты в своей воздушной столовой!

Вдруг один из  них подлетел к старой ёлке и юркнул в снеговую пещерку. Над гнездом свешивались заснеженные

ветви. В лесу от мороза трещали деревья. А между сучьев старой ели заботливая мать выводила птенцов. И зимой лес

не казался угрюмым и безжизненным.

                                                                                                                                             По Г. Скребицкому

Вопросы:

О каких птицах рассказ?

Что делали клесты на лесной полянке?

Где находилось гнездо клестов?

Почему лес зимой не казался угрюмым и безжизненным?