Сайт учителя-логопеда 

                                   Соловьёвой Надежды Владимировны

                                Звукарик                          

                                      МДОУ детский сад № 5 "Калинка"

г. Ветлуга

Помощь при нарушении звукопроизношения

 

                                                                                                       Этапы логопедической работы при дислалии

1. Подготовительный этап. Цель: включить ребенка в логопедический процесс. Логопед должен расположить ребенка к  себе, вызвать интерес к занятиям. От логопеда требуется тактичность, огромное желание помочь ребенку. Поэтому важен психологический подход к ребенку. Важно добиться, чтобы ребенок усвоил правила поведения на занятиях, чтобы логопедическое занятие было для него интересным. Здесь логопед должен приложить все усилия, привествуется артистизм логопеда, эмоциональность.

 Основные логопедические задачи этого этапа: узнавать и различать звуки и формировать артикуляторные умения. При акустико-фонематической форме дислалии главное заключается в том, чтобы научить ребенка различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Чтобы выработать правильное произношение звука, ребенок должен его услышать и уметь дифференцировать среди других звуков, сначала неречевых. Ничего не может быть лучше детских музыкальных инструментов. Сначала 2 инструмента, потом подключать более 3 инструментов (набор инструментов).

Для формирования артикуляторной базы разработаны разные типы упражнений. Ребенок учится под руководством логопеда формировать артикуляционный уклад движений. Логопед объясняет ребенку правильную артикуляцию звука, предлагает ему повторить. После этого под зрительным контролем перед зеркалом, ребенок добивается нужной позы. При затруднении- логопед помогает ему логопедическим зондом. На следующих занятиях ребенок по устной инструкии логопеда выполняет движение без опоры на зрительный образец. Когда логопед ставит звук, он должен избегать упоминаний о том звуке, который он ставит, так как ребенок будет думать о звуке, который неправильно произносит, и будет  непроизвольно снова его произносить неправильно.

2 этап. Формирование произношения. Цель этого этапа -умение правильно произнести звук. Вначале новый, поставленный звук,  смешивается со старым, при этом страый звук произносится чаще, чем новый звук. Но, затем, новый звук начинает произноситься чаще и, постепенно вымещает старый, неправильный звук. Выделяют три способа постановки звуков: по подражанию, с механической помощью и смешанный. Чаще всего используют постановку звука с механической помощью, так как это быстрее по времени, и лучше для ребенка, он меньше преутомляется.

После постановки звука следует автоматизация звука. Сначала в слогах, затем в словах и вводится в обиходную речь. Но, это должны быть специальные слоги и слова, чтобы они не содержали нарушенных звуков и были  простыми  фонетически. Автоматизируя тот или иной звук используют разнообразные приемы: повторение, самостоятельное называние слов по картинам, игры. Лучше использовать реалистичные картины, например, фотографии, так как это лучше усваивается ребенком. Если требуется, проводится дальнейшая дифференциация звука. Дифференцируются звуки попарно в словах: новый звук и звук, который раньше был его заменителем,  или звуки, которые смешивал. Методы и приемы работы те же, что и при автоматизации звука.

3 этап. Формирование коммуникативных умений и навыков. Цель-введение звука в свободную речь ребенка. Используются материал, который насыщен различными звуками, это могут быть загадки, пословицы, поговорки, стишки, потешки, инсценировки и т.д.

Если встречаются сложные дислалии, то работу следует проводить поочередно по исправлению каждого звука, т.к. звуки исправлятся строго в определенной последовательности. Над какими-то звуками  работают одновременно, над другими звуками работают только последовательно. Все эти особенности хорошо знает логопед.

    

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»