Сайт учителя-логопеда 

                                   Соловьёвой Надежды Владимировны

                                Звукарик                          

                                      МДОУ детский сад № 5 "Калинка"

г. Ветлуга

Развитие мелкой моторики

 

 

 

 

 

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие

тонкой моторики рук    напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому

пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация

мелкой моторики пальцев рук. Развитие движения пальцев как бы подготовит

 платформу для дальнейшего развития речи.

 Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых пяти месяцев.

 

 

  

 

 

 

                

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

 

Рисование — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Конечно, ребёнок перепачкается, но это временные трудности, которые можно предусмотреть: фартук, клеёнка, свободное пространство и большие листы бумаги, лучше обои.

 

“Пальчиковый бассейн" легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6 – 8 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации чувствительности пальцев, силу мышц. Поиск предметов различной фактуры, величины, формы с использованием этого тренажера позволяют максимально активизировать пальцевые ощущения.

 

Щетка "ежик”. Рабочую поверхность "ежика" можно изготовить из

массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка.

Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладони поверхности руки (большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях:

а) зубцами к ладонной поверхности руки;

б) зубцами к наружной поверхности руки.

С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на логопедических занятиях и дома.

 

Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой.

Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

 

Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза.

Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.

Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать. Я использую для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предлагаю ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

 

Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагайте ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

 

Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха (камешка, шарика), – совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

 Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

 У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых пяти месяцев.


ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА (МАССАЖ)

 Лучше, если технику массажа вам покажет опытный массажист, однако самые простые приемы Вы можете освоить сами.

 Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.
 Массаж включает в себя следующие типы движений:
поглаживание: совершается в разных направлениях.
растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)
массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
 
сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.


АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА (ИГРЫ)

Игры для детей от 2-х месяцев:
вот какие разные
 Ребенку вкладывают в руку различные по фактуре и форме предметы. Малыш должен схватить предмет и удержать его некоторое время. Такое упражнение не только развивает моторику, но и позволяет развивать тактильные ощущения. Взрослый при этом должен «комментировать» предмет («этот шарик гладкий», «этот ёжик колючий» и так далее).

Игры для детей от 9-ти месяцев:
сборные матрешки
 Сначала нужно собирать одну куколку, затем постепенно усложнять игру (после двух лет это должна быть уже тройная матрешка).
пирамидки
 Для начала нужно использовать классическую пирамидку. То есть такую, у которой кольца равномерно уменьшаются к вершине (это поможет развить логическое мышление ребенка).
обведи по контуру
 Нужно сделать карточки с изображениями известных малышу предметов (например: домик, дерево, машинка и так далее) и обклеить их контуры бархатной бумагой. Суть игры: взрослый ведет пальчик малыша по контуру и называет предмет. Потом контур обклеивают бусинами или горошинами и повторяют игру.
чашки-ложки
 Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую. Можно также перекладывать рукой фасоль, горох или орехи.
лепка из пластилина
 Начинать надо с цилиндра, а со временем усложнять задания (шарик, морковка, змейка).

Во время проведения игр не забывайте комментировать свои действия и объясняйте ребенку все, что вы делаете.


Игры для детей от одного года:
сильные ладошки
 Ребенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер).
мозаика
 Сначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки).
конструктор
 Величина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки).
бусины
 Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».   >>> смотреть подробнее

шнуровки
 Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», имеет смысл обыграть процесс «шнурования»: например попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок).
волшебный поднос
 На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 - 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
разноцветные прищепки
 Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки.     

золушка
 Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
забавные картинки
 По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
счетные палочки
 Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
маленький скульптор
 Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
застегни пуговку  


ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

 Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений:   зайчик:
указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак
  человечек:
бегаем указательным и средним пальцами по столу
  ёжик:
руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить
  кошка:
соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх
  коза рогатая:
указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем
  бабочка:
руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»
  очки:
пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам

 

 Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР

пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:
стимулирует развитие мелкой моторики;
знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
развивает воображение, память, мышление и внимание;
помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
формирует творческие способности и артистические умения;
знакомит с элементарными математическими понятиями; 
 

 

ПОТЕШКИ ДЛЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

cорока

 Сорока, сорока, сорока-белобока
 Кашку варила, детишек кормила.
 (указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)

 Этому дала, этому дала,
 Этому дала, этому дала.
 (по очереди загибают пальцы, начиная с большого)

 Этому не дала: ты воды не носил,
 Дров не рубил, каши не варил -
 Ничего тебе нет!
 (мизинец не загибается)

ладушки

 - Ладушки, ладушки! Где были?
 - У бабушки.
 - Что ели?
 - Кашку.
 - Что пили?
 - Бражку.
 Кашку поели, бражку попили.
 (ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)

 Шу-у-у...полетели!
 На головку сели, петушком запели.
 Ку-ка-ре-ку!
 (поднимают руки вверх и опускают на голову)

варежка

 Маша варежку надела:
 (сжать пальцы в кулак)

 "Ой, куда я пальчик дела?
 Нету пальчика, пропал,
 В свой домишко не попал".
 (все пальцы разжать, кроме большого)

 Маша варежку сняла:
 "Поглядите-ка, нашла!
 (разогнуть оставшийся согнутым палец)

 Ищешь, ищешь - и найдешь,
 Здравствуй, пальчик, как живешь?"
 (сжать пальцы в кулачок)

братцы

 Идут четыре брата навстречу старшему.
 - Здравствуй, большак - говорят.
 - Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
 Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
 (соединяют большой палец с другими пальцами по очереди)

замок

 На двери висит замок.
 (соединить пальцы обеих рук в замок)

 Кто его открыть бы мог?
 (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

 Постучали,
 (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

 Покрутили,
 (покрутить сцепленные руки в запястьях)

 Потянули
 (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

 И открыли.
 (расцепить пальцы)

                                

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»