Занятия учителя-логопеда МДОУ детский сад № 5 "Калинка" посещают дети с различными речевыми нарушениями, в том числе с ОВЗ :
- нарушение звукопроизношения, грамматического строя речи, нарушение слоговой структуры слова, нарушения связной речи
Коррекционная работа строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, учителем-логопедом используются оптимальные способы постановки и автоматизации звукопроизношения, современные методики обучения и развития, красочный наглядный дидактический материал.
Широко применяются компьютерные средства коррекции и развития ребёнка: развивающие игры, видеофильмы, презентации, онлайн игры.
Расписание работы учителя-логопеда:
ПН - 9.00 - 13.00
ВТ - 9.00 - 13.00
СР - 13.00 - 17.00
ЧТ - 9.00 - 13.00
ПТ - 9.00 - 13.00
По средам учитель-логопед проводит консультации для родителей, чьи дети имеют нарушения речи. Так же в каждую среду родители (законные представители) могут обратиться за помощью в Консультационный центр с целью получения консультации любого педагога и специалиста ДОУ по вопросам воспитания, развития, психологической и логопедической помощи ребенку.
В логопедической работе используются адаптированная к детям с нарушениями речи методика Н.Зайцева по обучению чтению с использованием звучащих кубиков.
О методике "Кубики Н.Зайцева"
Это единственная на сегоднящний день система обучения чтению, которая идеально подходит для детей с тяжелыми нарушениями речи, не травмирует ни в психо-эмоциональном, ни в физическом плане. Это уникальная методология, при которой раскрываются познавательные возможности детей так, как не раскрываются нигде.
Учет потребностей ребенка-дошкольника в активности: в физической, мотивационной, познавательной и т.д. Например, дети могут свободно задать вопрос или что-то сообщить во время занятия. При самостоятельной работе свободно передвигаются по группе.Это даже приветствуется.
Свободный выбор позы в работе (при работе с кубиками дети могут присесть, отойти-подойти, попрыгать на одной ноге и т.д.)
Отсутствие авторитарного, навязчивого (а подчас и грубого) взрослого. Педагог — больше партнер, нежели критик.
Охрана зрения и профилактика нарушений осанки.
Коррекционно – развивающие цели и задачи обучения на логопедических занятиях по методике Н.Зайцева:
1. Развитие речевого дыхания
2. Развитие ритмико-интонационной стороны речи.
3. Развитие фонематического слуха и таких операций как фонематический анализ и синтез (на уровне склада, то есть сочетания согласный + гласный)
4. Автоматизация и дифференциация звуков.
5. Развитие зрительно-моторной координации.
6. Профилактика дисграфии и дислексии.
8. Развитие словаря как по лексической теме, отрабатываемой на фронтальных занятиях, так и вне ее.
9. Закрепление навыков словообразования и словоизменения.
10. Частичная коррекция поведенческих и психологических нарушений.
Дидактическое оформление методики Зайцева включает в себя 4 компонента:
- кубики
- таблицы
- складовые картинки
- пособие "Пишу красиво"
Кубики Зайцева представлены в комплекте в количестве 54 штук и сделаны, как и таблицы по складовому принципу - согласный плюс гласный, что и называется складом. Все кубики различаются по: наполнителю(звуку), .размеру, весу, цвету.
Вместе с кубиками в комплект входят 2 таблицы с плоскостным изображением кубиков в определенном порядке: склады скомпонованы по признаку: “деревянные”, “железные”, “золотые”. Также все склады разделены на столбцы, которые читаются (поются) по определенной системе, сверху-вниз, например, ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, П. Также расположены все остальные склады. Чтениие (пение) может происходить и в горизонтальной плоскости, слева-направо на мотивы разных детских мелодий.
Таблицы и кубики Зайцева расположены в кабинете, причем все кубики выкладываются на стол сразу, а таблицы висят на стене над кубиками примерно на уровне головы педагога. Таблицы располагаются так высоко для профилактики нарушений зрения и осанки детей. Под таблицей вешается полка, для составления из кубиков слов и фраз.
Помимо таблиц и кубиков Зайцева в дидактическое обеспечение работы входят складовые картинки. Складовые картинки представляют собой карточки с изображением предмета и с написанным печатными буквами его названием сверху. С обратной стороны карточек нет рисунка, а только его название. Слова на складовых картинках написаны таким образом, что ударный склад выделен черным цветом. Например: корова, верблюды. В настоящее время выпущено несколько тематических серий складовых картинок, например, «Детский мир», «Что вокруг меня растет». Складовые картинки бывают как цветные, так и силуэтные, благодаря которым происходит развитие восприятия и наглядно – образного мышления.
При помощи пособия Зайцева "Пишу красиво" дети овладевают навыком начертания печатных букв. Пособие состоит из 34 карт, где каждая буква разложена на элементы, а красные стрелки указывают направление исполнения элементов.