Цели: координация речи с движением. Развитие творческого воображения.
По полю дорожка кружит.
По дорожке лошадка бежит.
За лошадкой тележка звенит,
А в тележке собачка лежит.
Дорожка скрипит: скрип- скрип.
Лошадка бежит: цок-цок.
Тележка звенит: дзынь- дзынь.
А собачка с тележки: гав- гав.
А за ними дорожка пылится.
А за ними пылища клубится.
И несётся за ними песок
Через поле и наискосок.
И дорожка исчезла в пыли.
И лошадка пропала в пыли,
И тележки с собачкой не видно,
Только слышно, как где-то вдали...
Дорожка скрипит: скрип- скрип.
Лошадка бежит: цок-цок.
Тележка звенит: дзынь- дзынь.
А собачка с тележки... не лает,
Потому что собачка чихает: — АПЧХИ!
А. Усачёв |
(Делают «моталочку» перед грудью.)
(Высоко поднимают колени.)
(Ударяют ладонями по бокам.)
(Укладывают ладони под щёку.)
(Ладони скользят друг о дружку.)
(Кулаками — тук-тук.)
(Потряхивают кистями рук.)
(Делают хватательные движения ладонями.)
(Приседают и медленно поднимаются, делая вращательные движения руками.)
(Делают «моталочку».)
(Высоко поднимают колени.)
(Ударяют ладонями по бокам.)
(Прикладываютруки к уху.)
(Ладони скользят друг о дружку.)
(Кулаками — тук-тук.)
(Потряхивают кистями рук.)
(Удивляются, пожимают плечами.)
(«Чихают».)
|
Диалог
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.
КОШКИ-МЫШКИ
Сказала Кошка Мышке:
— Давай с тобой дружить!
И будем этой дружбой
До смерти дорожить.
— Боюсь, — сказала Мышка, —
Что цель твоя близка,
И будет наша дружба
Предельно коротка!
— Ну что ж! — сказала Кошка. —
Могу тебя понять!
Я вижу, что смекалки
У мышек не отнять!
С. Михалков
Игра «Путаница» («Кто где живет?»)
Цели: развивать слуховое внимание, связную речь.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям послушать предложение и исправить ошибку.
Например:
Кошка живет в конуре. — Кошка живет в доме. Лошадь живет в свинарнике. — Лошадь живет в конюшне.
Игра «У кого пропал детеныш?»
Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память, закреплять названия детёнышей животных.
Ход игры. На доске выставлены картинки с изображениями животных и их детенышей по парам. Затем воспитатель одну
картинку убирает. Дети должны догадаться, какой детеныш «потерялся».
Игра «Что забыл раскрасить художник?»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных); развивать зрительное
внимание и наблюдательность.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку, на которой изображены домашние животные, и
спрашивает, кого нарисовал художник. Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждого животного не
раскрашена одна деталь. Что не раскрашено у каждого животного?
Например:
У коровы не раскрашены коровьи рога. У кошки не раскрашена кошачья лапа. И т. д.
Игра «Кто спрятался на картинке?»
Цели: развивать зрительное внимание.
Игра «Кто лишний?»
Цели: развивать логическое мышление, учить связному монологическому высказыванию, закреплять обобщающие
понятия «дикие животные» и «домашние животные».
Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки и предлагает найти лишнее животное. Ребёнок выделяет среди
животных лишнее и объясняет свой выбор.
Например:
Лиса лишняя, т.к. она — дикое животное, все остальные — домашние.
Ребёнок, ответивший правильно, забирает лишнюю картинку себе. В конце игры воспитатель предлагает детям сосчитать
количество слогов в названии лишнего животного на картинке.
Игра «Сосчитай-ка»
Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать имена существительные с числительными.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посчитать домашних животных. Игру можно проводить с мячом.
Например: один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов.
Игра «Праздник у животных»
Цели: уточнять представления детей о том, чем питаются домашние животные, развивать связную речь.
Ход игры. На столе предметные картинки с изображением угощений для разных животных. У детей — изображения этих
домашних животных. Дети должны найти угощение для своих животных.
Например:
У меня коза. Для козы сено. Коза жует сено.
Игра «Расставь по загонам»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображения домашних животных и три загона, объясняет, что в первый загон можно «загнать» животных, названия которых состоят из одного слога, во второй загон — из двух слогов, в третий — из трёх слогов. Дети по одному выходят к доске, выбирают животных, чётко произносят их названия по слогам и
ставят рисунки в соответствующие «загоны».
Слова: кот, бык, коза, овца, баран, свинья, кролик, корова, лошадь.
Игра «Отгадай слово»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить выделять первый и последний звук в слове.
Ход игры.
Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением домашних животных и предлагает детям отгадать, какое слово
задумано по первому и последнему звуку. Тот ребёнок, который отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывается
результат.
Например: Первый звук [с], последний — [а] (собака).
Игра «Назови слово»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в
слове.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми схемы слов с обозначенными на них гласными звуками, дети отгадывают
название животного по схеме.
_ О____А — кошка
_ О _ А _ — лошадь
_ Ы — бык
_ А _ А _ — баран
Стихи для чтения и заучивания наизусть
КОТЁНОК
Котёнок был такой прекрасный!
Котёнок был такой несчастный!
На лапках он едва стоял
И так смотрел, и так дрожал
От мягких ушек до хвоста...
Он был, конечно, сирота.
Он мне мяукнул: «Выручай!»
Сказала мама: «Не мечтай».
Он промяукал мне: «Спаси!»
Сказала мама: «Не проси».
Он всхлипнул заморгал глазами
И перелез на туфлю к маме.
Вздохнула мама: «Как тут быть?»
Я закричал: «Усыновить!»
В. Лунин
ПОДАРОК
Раскрывается корзинка.
В ней подарок, да какой!
Не игрушка, не картинка —
Пёсик маленький, живой.
Уши мягкие, как тряпки,
Нос — как пуговка звонка,
Неуверенные лапки
Разъезжаются слегка.
Шелковистой тёплой спинкой
Жмётся ласково к ногам...
Не игрушку, не картинку —
Друга подарили нам!
М. Стрёмин
Игра «Кто самый нужный?»
Цели: развивать связную речь, учить связному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей
по лексической теме «Домашние животные».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ, постараться объяснить, для чего то или иное животное нужно человеку.
Однажды на скотном дворе разразился спор. Домашние животные решали, кто из них нужнее человеку.
— Я — самая нужная, — мычала корова, — потому что ...
Нет я, — блеяла овца, — я ...
—А я, — визжала свинья, — ...
—Вы про меня забыли! — заржал конь. — Без меня человек не сможет ...
—Спорь, не спорь, — вставила собака. — Я всё же нужнее ...
А как ты думаешь? Кто из животных нужнее? (Все животные - нужны по-своему.)
С. Чешева
Текст для пересказа
Кто хозяин?
Большую чёрную собаку звали Жук. Коля и Ваня подобрали Жука на улице. У него была перебита лапа. Мальчики вместе
ухаживали за собакой. Жук поправился. Каждому из мальчиков хотелось быть его хозяином. Они много спорили, кто хозяин.
Спор всегда кончался ссорой.
Однажды шли мальчики с собакой лесом. Вдруг выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его
на землю. Ваня быстро влез на дерево, а Коля схватил палку и
бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал овчарок. Лесник спросил мальчика, чья собака.
— Моя, — сказал Коля.
Ваня промолчал.
По В. Осеевой
Вопросы:
Как звали собаку? Какая она была?
Где Коля и Ваня подобрали Жука?
Что с ним случилось?
Чего хотелось каждому из мальчиков?
Что случилось однажды в лесу?
Что сделал Ваня? А Коля?
Кто прибежал на шум?
О чём спросил лесник?
Что ответил Коля?
Почему Ваня промолчал?
Текст для пересказа с дополнительным заданием
КРОЛИК
Папа купил кролика. Кролик очень красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвост. Он сидит и
быстро-быстро грызет морковку.
Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен
Вопросы:
Кого купил папа?
Как выглядит кролик?
Что делает кролик?
Задание: Пересказать, употребляя слово «кролик» во множественном числе.