Сайт учителя-логопеда 

                                   Соловьёвой Надежды Владимировны

                                Звукарик                          

                                      МДОУ детский сад № 5 "Калинка"

г. Ветлуга

Посуда

 

 

http://www.solnet.ee/parents/log_23.html - дополнительный материал по теме "Посуда"

 

Новая лексика

Существительные:

сервиз,   тарелка,   чашка,   блюдце,   вилка,   ложка,   нож, чайник,   половник,   кастрюля,   сковорода,   дуршлаг,   скалка,

кофейник, миска.

Глаголы:

накрывать,   готовить,   мыть,   разбить,   жарить,   варить, тушить, кипятить, печь.

Прилагательные:

кухонный,   столовый,   кофейный,  чайный,  фарфоровый, стеклянный,   металлический,   пластмассовый,   железный,

глиняный,   хрустальный,   алюминиевый,  мелкая,   глубокая, чистая, грязная, хрупкая, прочная.

 

Игра «Четвёртый лишний

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление. Ход игры. Воспитатель предлагает детям определить лишнее слово

в ряду и объяснить, почему оно лишнее.

 

Чайник, стул, тарелка, кастрюля.

Кастрюля, чайник, сковорода, макароны.

Чай, чашка, блюдце, чайная ложка.

Тарелка, стол, вилка, ложка.

 

Игра «Найди ошибку»

Цели:  развивать   зрительное   внимание,   формировать грамматический строй речи (употребление родительного падежа

существительных в единственном числе).

Ход   игры.  На   столе   стоят   предметы   посуды   (4-6). Воспитатель   перечисляет   их   и   называет   еще   один   лишний

предмет. Дети находят ошибку.

Например:

На столе находятся блюдце, чашка, чайник, сковорода.

Воспитатель: Блюдце, кастрюля, чайник, чашка, сковорода.

Ребенок: Нет кастрюли.

 

 

Игра «Сосчитай-ка»

Цели: развивать грамматический строй речи (согласована числительных с прилагательными и существительными).

Например.

Одна фарфоровая тарелка, две..., пять...

Одна чайная ложка, ...

Один хрустальный бокал, ...

Одно фаянсовое блюдце, ...

Один стеклянный чайник, ...

Одна глиняная чашка, ...

 

Игра «Посуда»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи (согласование   числительных   «два»,   «пять»   с существительными).

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям изменить слова пс образцу. Игра проводится с мячом.

Например:

Одна чашка — две чашки, одна ложка — две ложки.

Слова:  вилка,   стакан,   нож,   бокал,   миска,   ковшик,   блюдце,

блюдо, ведро.

Аналогично с числительным «пять».

 

 Игра «Из чего — какой?»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (образование относительных   прилагательных).   Обогащать   словарный   запас

(слова     названия   материалов,   из   которых   изготавливают посуду).

Ход   игры.  Воспитатель   рассказывает   детям,   из   каких материалов   изготавливают  посуду.  Объясняет   значение   слова

«хрупкая».   Затем   просит   детей   закончить   предложения   по образцу.

Например.

Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.

Если вилка из алюминия, она...

Если горшочек из глины, он...

Если стакан из стекла, он...

Если нож из стали, он...

Если фужер из хрусталя...

Если тарелка из бумаги, она...

Если ложка из металла, она...

Если чайник из фарфора, он...

 

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

 Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, сказав наоборот.

Эта ложка чистая, а эта — ... (грязная).

 Вот тарелка глубокая, а вот— ... (мелкая).

Эта чашка большая, а эта — ... (маленькая).

Вот стакан широкий, а вот — ... (узкий).

Этот нож старый, а этот — ... (новый).

Эта кружка белая, а эта — ... (чёрная).

Вот сковорода тяжёлая, а вот — ... (лёгкая).

Бокал хрупкий, а сковорода — ... (прочная).

 

Игра «Назови первый звук»

Цели:  совершенствовать   фонематические   процессы, умение определять первый звук в слове.

Ход игры.  Воспитатель предлагает  детям  назвать  первый звук в словах — названиях посуды.

Слова:  кастрюля,   чайник,   блюдце,   кофейник,   тарелка, сковорода, нож, ложка, дуршлаг, половник.

 

Игра «Вставь нужные гласные»

Цель: развивать фонематические процессы.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что мышка «съела» в словах некоторые буквы и предлагает детям посмотреть на слова и

догадаться, каких букв не хватает. Слова: чайнк, л_жка, чашк_, н_ж.

 

Игра «Будь внимательным»

Цель:  развивать  зрительное внимание,  совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся — составить слово. Затем

дети выполняют звуковой анализ этого слова.

И Р О Л В О Д К Р А Д  — вилка

 

Загадки

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   учить   связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход   игры.  Воспитатель   загадывает   загадку,   дети отгадывают.  Один   из   ребят   объясняет   её  смысл.  Остальные

дополняют.

Смастерили из досок и надели поясок.

 И хранит посуда эта с грядки собранное лето.

                                              (Бочка)

 

Он округлый, но не шар,

Медный — не монета,

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

 Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

Люди...   (самоваром)!

Т. Маршалова

 

Среди ложек я полковник.

И зовут меня... (половник)

Т. Маршалова

 

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот.

                                      (Ложка) Т. Маршалова

 

Текст для пересказа

ПЕЧЕНЬЕ

Мама   высыпала   на   тарелку   печенье.   Бабушка   весело зазвенела   чашками.   Все   уселись   за   стол.   Вова   придвинул

тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка   подала   обоим   чай.  За   столом   было   тихо.   Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено,

Вова   вылез   из-за   стола.   Миша   доел   последний   кусочек   и посмотрел на маму — она мешала ложкой неначатый чай.  Он

посмотрел на бабушку — она жевала корочку чёрного хлеба...

В. Осеева

 

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Однажды папа с Алёшей решили подарить маме на Восьмое марта красивую тарелку. Они пошли в магазин и выбрали самую

лучшую из всех тарелок.  Алёша спрятал её в шкаф на самую верхнюю   полку   и   с   нетерпением   ждал,   когда   же   наступит

праздник.  Вот и настал долгожданный день.  Все поздравляли маму. И Алёша тоже побежал за своим подарком, он подставил

стул   к  шкафу   и   достал   тарелку.   Но   так   торопился,   что   она выпала из рук и...

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»