Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

                                     Сайт учителя-логопеда 

                                   Соловьёвой Надежды Владимировны

                                Звукарик                          

                                      МДОУ детский сад № 5 "Калинка"

г. Ветлуга

Подготовка к обучению в школе

 

 

 

Развитие речи на 5-м году жизни ребенка характеризуется как процесс постепенного перехода к более высокому уровню овладения родным языком. Прежде всего изменяется содержательная сторона общения между взрослым и ребенком: являясь вначале ситуативным, ориентированным на решение практических задач, общение на этом возрастном этапе выходит за пределы

конкретной ситуации. Движущим мотивом общения все чаще становится стремление ребенка к познанию языковых закономерностей. Ему интересно опробовать свои силы в словотворчестве на основе грамматических правил и различных словообразовательных моделей.

 


 

К концу 5-го года жизни нормативно развивающийся ребенок овладевает правильным произношением всех зву­ков речи (в единичных случаях допустимо неправильное произношение трудных с точки зрения артикуляции звуков поздне­го онтогенеза: шипящих, соноров).

На 5-м году жизни значительно совер­шенствуется интонационная выразитель­ность речи, улучшается разборчивость звучания и четкость дикции. Достаточный уровень развития фонематического вос­приятия позволяет ребенку различать сло­ва с оппозиционными звуками (крыса-крыша, рак-лак и т.д.). Доступен ребенку - после соответствующего обучения - и звуковой анализ слов с несложной фонети­ческой структурой.

В этом возрасте нормально развиваю­щийся малыш уже способен критически оценивать недостатки своей речи.

Важнейшим условием гармоничного речевого развития ребенка 5-го года жизни является наличие развивающей речевой среды. Взрослые должны предлагать ему для обсуждения интересную информацию о событиях и явлениях, выходящих за пределы привычного и хорошо-знакомого окружения. Целесообразно знакомить ребенка с иллюстрированными детскими энциклопедиями, познавательными фильмами о живой природе других климатических поясов, проводить экскурсии в ближайшие парковые зоны, демонстрировать новые способы изуче­ния окружающего мира (бинокль, увеличительноечительное стекло), неизвестные свойства хорошо знакомых предметов (взаимодействие железных гвоздей с магнитом и т п.), Это создает эффективные условия для расширения тематического содержание бесед взрослых и ребенка и стимулирует развитие контекстной речи. При этом общение ребенка с другими детьми про­должает носить выраженный ситуатив ный характер. Ребенок, таким образом, осваивает вариативные речевые стили» что поможет ему в дальнейшем разграни­чивать с точки зрения лексико-грамматического оформления бытовое общение и общение в ходе дидактических игр или развивающих занятий.

 

Домашние занятия по развитию речи

Одними из главных достижений сред­него дошкольного возраста являются по­явление ролевых взаимодействий и развитие образного мышления. Ребенок  на 5 году жизни способен разделять игровые и реальные взаимодействия, что позволяет выстроить систему занятий не как игру, а как учебную деятельность. И все же не будем забывать, что игровые интересы у  ребенка на 5-м году жизни по-прежнему остаются ведущими. Поэтому старайтесь разнообразить задания, вводить в них как можно больше игр, в том числе ролевых.

 Очень хорошим приемом в этом возрасте является смена ролей: ребенок-учи тель, взрослый-ученик. Пользуйтесь тем, что малыш с большим удовольствием ищет и исправляет неправильную ( с его точки зрения) речь взрослых, соревнуйтесь с ними, стараясь добиться лучших результатов. Так же  важно поощрять ребенка на создание позитивного настроя на занятия.

Формирование навыков звукослогового анализа и синтеза

Для освоения чтения и письма важно научить ребенка вычленять отдельные звуки, слоги, определять их последова­тельность в слове, уметь соединять звуки в слоги и слоги в слово. Конечно, хорошо, когда этим занимаются профессионалы, но и вы в домашних условиях можете по­мочь своему малышу овладеть такими на­выками или закрепить их.

Когда ребенок учился дифференциро­вать звуки речи, распознавать и отличать их, он уже приобрел определенные навыки звукового анализа. На этом возрастном этапе надо закрепить и углубить их. Вна­чале с помощью картинок объясните ре­бенку, что такое звук: девочка плачет: «А!» - она произносит звук [А]; самолет летит: «У!» - он издает звук [У]; у мишки болит зуб, он стонет: «О!» - он издает звук [О]. Затем научите малыша вычленять гласные звуки в начале слов (ударение должно па­дать на этот гласный звук). Понадобится зеркало, чтобы увидеть артикуляцию и схематичные изображения звуков на карточках (рекомендуем использовать: Ткаченко ТА. Формирование навыков звуко­вого анализа и синтеза: Рабочая тетрадь. М.: ГНОМ и Д, 2005).

Какие слова можно предложить ребен­ку для анализа?

[А] - Алик, астры, август; [О] - ослик, осень, окна; [У] - улица, утка, улей; [И] -иглы, ива, иней.

Далее предлагаем слова, в которых эти звуки стоят в конце: [А] - оса, лиса, река; [О] - окно, ведро, седло; [У] - качу, верчу, гляжу; [И] - коньки, васильки, петухи.

Затем предлагаем найти гласные звуки в односложных словах из трех-четырех звуков: [А] - мак, кран, шарф; [О] - кот, слон, мост; [У] - дуб, труд, куст; [И] - пир, приз, бинт.

При выполнении этих заданий обяза­тельно проговариваем с ребенком, где именно «спрятался» звук, и далее предла­гаем схему, с помощью которой он сможет указывать местоположение звука: начало слова - середина слова - конец слова.

Схему можно обыграть: сделать домик, в котором живут звуки, выдвижную ли­нейку, красное окошко-сигнал, паровозик из трех вагончиков и др. Все зависит от ва­шей фантазии.

При изучении согласных звуков прово­дится аналогичная работа, только в иной последовательности: выделять согласный в конце (если он не звонкий), в начале слов со стечением согласных (звук [М] - мрак, [Т] - трап), в начале без стечения соглас­ных ([М] - мак; [Т] - ток), в середине сло­ва со стечением согласных и без стечения ([М] - компот, комок, [Т] - утро, вата).

Когда ребенок научится правильно вы­делять звуки в слове, можно предложить ему определить последовательность зву­ков в словах.

Дополнительно следует научить малы­ша отхлопывать слоги, вначале на простых ритмических структурах (ма - один хло­пок, ма-ма - два хлопка, ма-ма-ма - три хлопка), затем на материале слов.

Чтобы научить ребенка составлять сло­ва из звуков, предложите ему внимательно послушать слово, которое вы произнесете, повторить его: [Д] - [О] - [М] - дом; | М] -[А| - [К] - мак. Пауза между звуками не должна составлять более 3 секунд, а слова должны быть хорошо знакомы ребенку.

В дальнейшем, когда он будет легко синтезировать звуки в слова, можно увеличить паузу до 5 секунд и давать слова более сложной слоговой структуры и менее знакомые.

Обогащение лексики и развитие  грамматической стороны речи  

На 5-м году жизни ребенка продолжаетеся работа над обобщающими понятиями (мебель, посуда, обувь, одежда, головные уборы, транспорт, овощи, фрукты), названиями до­машних животных и их детенышей, диких животных европейской полосы и их детены­шей, домашних, городских и диких птиц. Ре бенок должен знать не только как они назы­ваются, но и кто как говорит, кто что ест.

Постепенно в словарь вводятся назва­ния профессий и действий, связанных с профессиональной деятельностью; при этом хорошо использовать ролевые игры.

Учите ребенка использовать слова, характеризующие эмоции и взаимоотноше­ния людей. Для этого хорошо использовать разнообразные сюжетные картины, при об­суждении которых можно обратить внимат ние малыша на чувства людей, отношения между ними, попросить поставить себя на место каждого из героев, рассказать, что бы он чувствовал в такой ситуации.

Закрепляйте правильное употребление слов, обозначающих местоположение предметов, и предлогов.

Отдельная работа должна проводиться по введению в речь малыша антонимов, Вначале необходимо подобрать парные картинки, чтобы он наглядно увидел разни­цу между антонимами, например: чистый мальчик - грязный мальчик; старая книга - новая книга; днем светло - ночью темно; машина далеко - машина близко и т.д. По­сле того как ребенок усвоит антонимы, же­лательно закрепить их на материале слож­носочиненных предложений типа «Этот мальчик грязный, а этот - чистый» или «Эта книжка новая, а не старая». Предло­жите ребенку поиграть в игру «Наоборот»: «Все, что я скажу, надо сказать наоборот. Я говорю: "Эта машина близко"; ты гово­ришь: "Эта машина не близко, а далеко"».

Учите малыша употреблять числитель­ные.

Продолжается работа по совершенство­ванию навыков словоизменения.

Родительный падеж единственного числа существительных. Предложите ребенку рассмотреть и запомнить четыре-пять кар­тинок или предметов, выложенных на сто­ле, попросите отвернуться, уберите одну картинку и спросите: «Чего нет на столе?».

Родительный падеж множественного числа существительных хорошо закрепля­ется в играх с картинками или предмета­ми. Например: попросите малыша найти картинки, на которых нарисован один предмет и много таких же предметов, на­звать их: один мяч - много мячей, одна кукла - много кукол, один стол - много столов, один стул - много стульев.

Множественное число существитель­ных, обозначающих детенышей домашних и диких животных: щенок - щенята, мед­вежонок - медвежата.

Образование глаголов настоящего време­ни хорошо закреплять в ходе ответов на во­просы: «Нам надо мыть посуду. Что делают ребята? Моют-посуду. После обеда хорошо пить чай. Что делает бабушка? Пьет чай».

Спряжение глаголов единственного чис­ла по лицам: я ем, ты ешь, он ест.

Изменение прилагательных по родам. Прежде чем приступить к этому виду рабо­ты, необходимо проверить, умеет ли ма­лыш согласовывать местоимения «мой», «моя», «мое» с существительными. Для этого поиграйте в «Жадину». Разложите на столе картинки или предметы, предложите ребенку поочередно забирать их себе, гово­ря при этом: «Это моя шапка. Это мой сви­тер. Это мое полотенце» и т.д. Если малыш правильно согласовывает местоимения с существительными, можно переходить к согласованию прилагательных с существи­тельными. Примеры заданий: «Назови вкус предметов: сахар, соль, лимон, моло­ко, мороженое» и т.д. Игра «Наоборот»: табурет твердый, а софа... Шарф чистый, а полотенце...». Игра «Аналогии»: «Вода го­рячая и чайник... Снег белый и зайка...».

Поощряйте детское словотворчество, однако старайтесь в мягкой форме подска­зывать ребенку правильные, общеупотре­бительные образцы слов.

В работе над грамматическим строем речи учите ребенка распространять пред­ложения за счет определений и обстоя­тельств, а также строить сложносочинен­ные и сложноподчиненные предложения.

Для этого можно использовать игру «Кто больше?». Попросите малыша соста­вить предложение по картинке, например: «На стуле спит кот». Каждый поочередно произносит одно и то же предложение, до­бавляя к нему определения: «На деревян­ном стуле спит кот. На большом деревян­ном стуле спит кот. На мягком большом де­ревянном стуле спит кот. На мягком боль­шом деревянном стуле спит рыжий кот». И т.д. Скорее всего, особенно вначале, ребе­нок попытается при распространении предложений использовать антонимы, на­пример: «На большом мягком, твердом де­ревянном стуле...». Объясните ребенку, что, поскольку речь идет об одном и том же предмете, так говорить неправильно: стул не может быть одновременно и мягким, и твердым. Вскоре такие ошибки исчезнут.

При изучении антонимов мы уже позна­комили малыша с составлением сложносо­чиненных предложений с союзом «а». Продолжим работу, составляя предложе­ния по картинке с несколькими действую­щими лицами, употребляя союзы «а», «и»: «Петя играет в песочнице, и Маша играет в песочнице. Петя играет в песочнице, а ма­ма читает книгу».

Работу над сложноподчиненными пред­ложениями лучше начинать с фраз типа «Сначала... а потом». Можно подобрать пары сюжетных картинок (мальчик ест - мальчик моет посуду, девочка умывается - девочка вытирается и т.д.), предложить малышу най­ти нужные пары и составить предложения. Хорошо использовать игру «Найди ошибку», когда взрослый заведомо неправильно выст­раивает причинно-следственные связи, а ма­лыш его исправляет: «Сначала я вытру посу­ду, а потом помою ее. Сначала я нарисую, а потом возьму карандаши и т.д.».

Работу над сложноподчиненными предложениями с союзом «потому что» целесообразно организовать в форме игры «Почемучка»: разложите на столе различ­ные предметы (зонтик, ложка, машинка, чашка и т.д.), попросите ребенка пооче­редно брать их и отвечать на ваши вопро­сы, например: «Почему ты взял чашку?». - «Я взял чашку, потому что хочу пить».

В работе над сложноподчиненными предложениями с союзом «чтобы» можно использовать ту же игру или игру «Волшеб­ник». Предложите малышу представить, что он волшебник и все его желания сбываются, дайте ему волшебную палочку и попросите загадать желание: «Я хочу, чтобы...».

Изучая сложноподчиненные предложе­ния с союзом «что», поиграйте с ребенком в игру «Знайка и Незнайка»: вначале вы бу­дете Знайкой, а ребенок Незнайкой, потом поменяйтесь ролями. Взрослый: «Я знаю, что медведь зимой спит». Ребенок: «Я не знаю, что медведь зимой спит». И т.д.

Связная речь. На 5-м году жизни продол­жается совершенствование диалогической речи.. Учите малыша описывать картину, со­ставлять рассказы по картине или серии сю­жетных картин. Формируйте умение объяс­нять последовательность своих действий при выполнении того или иного задания.

Большое значение в этом возрасте, как и ранее, придается чтению детских сказок, их пересказу. Ребенок должен научиться объ­яснять, почему ему нравится или не нра­вится сказка, рассказать про своего люби­мого героя. Рекомендуется также заучива­ние стихов, что способствует развитию слухоречевой памяти, обогащению словаря и уточнению грамматических конструкций.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"