Сайт учителя-логопеда 

                                   Соловьёвой Надежды Владимировны

                                Звукарик                          

                                      МДОУ детский сад № 5 "Калинка"

г. Ветлуга

Ветлужские поэты об осени

Ирина Князева

***

Поредели кудрявые кроны,
Ветер листьями выстлал лужок,
А последний листочек у клена
На верхушке, как красный флажок.
Облетели березы, осины,
Дуб прозрачен почти на просвет,
Небо тусклое, как парусина,
И все позже приходит рассвет.
Тучи с севера мчатся колонной,
Порошит уже первый снежок,
А последний листочек у клена
Все трепещет, как красный флажок!

 

Юрий Пшеницын                                 

Осень

Осень, осень — началась и отрада.
Осень, осень — тихая грусть.
Лист на землю  все падал и падал -
Я вернусь, я вернусь, я вернусь.
Рвался в небо, как птица в полет.
Там вверху журавлинная стая
Может быть с собою возмет.
Осень, осень — не может быть чуда.
Это ветер играет с листом.
В жизни не было сказки, не будет
Лист по небу лететь с журавлем.
Все равно будет падать и падать
Ну и что же пусть падает, пусть.
Нет прекрасней поры листопада
Осень, осень — отрада и грусть.

 

Осень

 

 

 

 
 

Картины художников по теме

Почитайте детям

 http://www.solnet.ee/parents/log_47.html -

 дополнительный материал по теме "Осень"

http://www.solnet.ee/parents/log_29.html -

 дополнительный материал по теме "Перелётные птицы"

И. Левитан «Октябрь».

И. Бродский «Упавшие листья».

Ф. Васильев «Перед дождем».

Л. Афремов "Осень"

В. Куприянов "Осень"

И.Левитан "В лесу осенью"

 

Н. Осенев «Осень».

К. Ушинский «Спор деревьев».

С. Воронин «Моя береза. Осенью».

 

 

 

 

 

Существительные:

осень,   туча,   дождь,   лужа,   погода,   непогода,   листопад, сырость,  зонт,   сентябрь,   октябрь,  

ноябрь,   листья,   деревья, берёза,   дуб,   осина,   рябина,   ясень,   липа,   тополь,   клён, лиственница,

ольха, ива, каштан,  орешник, ель, сосна.

Глаголы:

наступать,  желтеть,   краснеть,  опадать,   дуть,   лить,   вянуть, моросить,   срывать   (листья),  

пожухнуть,   расписать,   хмуриться

(небо), облетать, накрапывать.

Прилагательные:

жёлтый,   красный,   оранжевый,   разноцветный,   дождливая (погода,   осень),   сухой,   холодный,  

 мокрый,   хмурый,   осенний,

унылый,  пасмурный,   золотая  (осень),  серые  (дни),  проливной, моросящий.

Наречия:

мокро, сыро, холодно, серо, ненастно, хмуро, пасмурно.

 

Пальчиковая гимнастика

Разбросала   осень   листья, 

Разукрасила их кистью.

 

Мы в осенний парк пойдём,

В букеты листья соберём.

 

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый,  лист рябинки,

 

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз.

 

И. Михеева

 (Делают   волнообразные движения   ладонями.)

(Делают   плавные   взмахи ладонями вверх-вниз.)

 

(«Шагают» пальцами обеих рук.)

(Скрещивают   ладони   с растопыриванием пальцев.)

 

(Поочерёдно   загибают пальцы,   начиная   с большого,  

 на   обеих   руках

одновременно   на   каждый

лист.)  

 

 (Звонко   хлопают   в ладони.)

 

 

 

 

            

Пальчиковая гимнастика

 

Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап.

Где сучок давно засох —

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб.

 

(Поглаживают ладонями обеих рук колени.)

(Постукивают по коленям пальцами обеих рук.)

(Постукивают ребрам ладони по коленям.)

(«Мнут мох», сжимая энергично обе ладони.)

(Хлопают ладонями.)

(Сводят руки над головой.)

 

 

Координация речи с движением «Леса-чудеса»

Цели:  учить координировать речь с движением,  развивать мелкую моторику, творческое воображение,

 закреплять в речи названия деревьев.

В леса-чудеса

Мы поедем,

Там встретимся

С умным медведем.

Рассядемся

Я, и ты, и медведь

И будем песню

Лесную петь:

Про ель, про берёзу,

Про дуб, про сосну,

Про солнце и звёзды

                              

И про луну.

Про дуб, про сосну,

Про берёзу и ель,

Про солнце и дождик

И про метель.

                      Г.Сати

 

(Идут по кругу, держась за

руки.)

 

 

(Усаживаются на колени

на ковёр.)

 

 

(Ритмично соединяют

дый палец с большим

пальцем

на правой руке.)

 

(То же на левой руке.)

 

 

 

 

 

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной

выразительностью речи.

— Солнце, солнце, Ты откуда?

— Я из тучки золотой.

— Дождик, дождик, Ты откуда?

— Я из тучи грозовой.

— Ветер, ветер,

Ты откуда?

— Я из дальней стороны.

Из пособия Г.

Быстровой, Э.

Сизовой, Т. Шуйской

 

Закличка

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.

ОСЕННЯЯ

Осень, осень,

В гости просим.

Погости недель восемь:

С обильными хлебами,

С первыми снегами,

С листопадом и дождём,

 С перелётным журавлём.

 

Игра «Какие листья спрятались на картинке?»

Цели:  развивать   зрительное   внимание,   учить   узнавать изображения, наложенные друг на друга, развивать

грамматический

строй  речи   (образование   относительных   прилагательных   от существительных).

 

Игра «Четвёртый лишний»

Цели:  учить   отличать   признаки   осени   от   признаков   других времён   года,   развивать   связную   речь   (употребление

сложноподчинённых   предложений),   развивать   зрительное внимание.

Ход   игры.  Воспитатель   помещает   на   наборное   полотно четыре  картинки,  на  трёх  из  

 которых изображено  одно  время года,  а на четвёртой —другое.  Дети рассматривают картинки и составляют предложения.

Например:

Здесь   лишняя   вторая   картинка,   потому   что   на   ней нарисовано   лето,   а   на   остальных   картинках

   изображена осень. И т. п.

              

 

 

 

 

 

 Игра «Три листа»

Цели:  развивать зрительно-пространственные представления, формировать   грамматический   строй   речи   (образование

относительных прилагательных,  согласование существительных с предлогом).

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с   изображением   трёх   разных   листьев.  

 Ребёнок   должен   их назвать и сказать, как они лежат.

Например:

Дубовый лист — между кленовым и берёзовым.

Или: Кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

 

Повторение названий осенних месяцев

Цели:  закрепить   в   речи   названия   осенних   месяцев,   учить связному монологическому высказыванию.

Воспитатель   предлагает   детям  прослушать   стихотворение «Двенадцать   месяцев».  

Проводит   беседу   по   стихотворению,

разучивает его с детьми.

 

На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву сентябрь,

Сорвал листву с ветвей октябрь,

Укрыл листву снежком ноябрь.

 

Вопросы и задания:

- Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре)?

- Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.

- Перечислите осенние месяцы по порядку.

 

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели:  развивать   речевой   слух,   слуховую   память, грамматический   строй   речи   (умение   подбирать   однокоренные

слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить его по памяти. 

После этого дети должны назвать,

какое слово лишнее и почему.

Например:

осень, осенний, сено;

листья, лиса, листопад, лиственный;

ветер, ветреный, веретено.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

 

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов. Деление на слоги слов — названий деревьев.

Ход   игры.  Дети   встают   в   круг,   воспитатель   бросает   мяч одному  из  детей,  произнося  

название дерева.  Ребёнок  ловит мяч   и,  бросая   его   воспитателю,   произносит   это  же   слово  

по слогам и называет  количество слогов в слове.

Слова:  и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.

 

Игра «Назови первый звук»

Цели:  развивать   фонематический   слух,   учить   определять первый звук в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ

выдаётся фишка. В конце игры подводится итог.

Слова:  осень,  погода,  дождь,  ива, тополь,  сосна,  дуб,  клён, туча, облако, гроза, солнце, ноябрь.

 

Игра «Сколько звуков?»

Цели:  развивать  фонематический   слух,   совершенствовать навыки   звукового   анализа   и   синтеза,  

 учить   определять количество и последовательность звуков в слове.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

• назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;

• назвать звук перед или после заданного;

• назвать звук между заданными.

Слова: ива, дуб, липа, лист, туча, тополь, погода, гроза, гром.

 

 Игра «О чём плачет тучка?»

Цели:  развивать   зрительное   внимание,   совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения, профилактика дисграфии.

Ход   игры.  Воспитатель   помещает   на   фланелеграфе изображения тучки и капелек,

на которых написаны буквы. Дети составляют слово из заданных букв.

Например: дуб.

 

 

Материалы для чтения и заучивания наизусть

* * *

Осень на опушке краски разводила,

 По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, — только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лета.

Посмотрите — роща золотом одета».

 

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Наша осень правда золотая,

Как её иначе назову?

Листья, помаленьку облетая,

 Устилают золотом траву.

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет жёлтые лучи.

И сидит поджаристый, пахучий,

С золотистой коркой хлеб в печи.

Яблоки, скуластые, крутые,

 То и дело шлёпаются вниз,

И зерна потоки золотые

Из колхоза морем разлились.

Е. Благинина

 

КЛЁН

Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клёна кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Такой разноцветный, нарядный, весёлый —

Чудесно, что клёны растут возле школы!

Осенние клёны — цветов хороводы,

И жёлтый, и красный среди непогоды.

Найду я зелёного капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета.

С. Васильева

 

Загадки

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   учить   связному монологическому высказыванию

(толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают.

Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

 

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

(Осень)

 

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист)

 

 Опустел колхозный сад,

 Паутинки вдаль летят,

 И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь)

 

Все мрачней лицо природы:

 Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

 

 Он идет, а мы бежим,

 Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

 Нет, не впустим, милый друг!

(Дождь)

 

Тучи нагоняет,

 Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(Ветер)

 

Тексты для пересказа

* * *

Лето кончилось.  Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липа  дрожала под его порывами. 

 Из  дупла липы

раздавался голосок кукушонка.

Пришла осень.  Всё перелётное население  улетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря.

Дождь

хлестал в дупло. Утром луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.

                                                                                                                                              По В. Бианки

Вопросы:

- Какое время года наступило после лета?

- Какие приметы осени описываются в рассказе?

- Чей голосок раздавался из дупла липы?

- Почему кукушонок остался один?

- Как жилось кукушонку в дупле?

 

ОСЕНЬ

Пришёл   сентябрь.   После   знойного   лета,   после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут подосиновики,  сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях

жмутся друг к

дружке тонконогие опёнки...

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели   ласточки,   быстрокрылые   стрижи...  

В   шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы...

                                                                                                                          По И. Соколову-Микитову

Вопросы:

- О каком времени года говорится в рассказе?

- Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?

- Какие птицы улетели первыми?

- Какие ещё птицы готовятся к отлёту?

 

Текст для пересказа

ЛИСТОПАД

Вот из  густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти

на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.

Вот он остановился, прислушался... Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле

это листья с деревьев падают, шелестят. Можно,   конечно,   набраться   зайцу   храбрости   и   не

оглядываться.   Но   может   случиться   так:   не   поддастся   заяц обману падающих листьев, 

 а в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.

 

                                                                                                                                                                                        По М. Пришвину

Вопросы:

- О каком времени года рассказ?

- Кто вышел из густых ёлок?

- Почему заяц прислушался?

- Правильно ли заяц осторожничает?

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»