Существительные:
морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка,
репа, кабачок, тыква, перец,
кочан, картофель, редька, баклажан, чеснок, салат, стручок, урожай.
Глаголы:
расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, удобрять,
срывать, выращивать,
собирать, окапывать, вырастать, срезать, рассаживать, пересаживать.
Прилагательные:
зелёный, жёлтый, красный, синий, рыжий, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький,
сладкий, мелкий,
крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, пузатая (тыква), пупырчатый, толстокожий, тонкокожий.
Пальчиковая гимнастика
Вышла Люба в огород — (Ставят руки на пояс.)
Сколько у неё хлопот! (Поднимают руки к щекам, покачивают головой.)
Нелегко полить на грядке (Разводят руки в стороны.)
Овощи все по порядку:
Помидоры, лук, капуста (Поочерёдно загибают палъцы на правой, затем на левой руке
на каждое название овоща.)
И горошек очень вкусный.
Репа, огурцы, чеснок,
Свёкла, редька и укроп.
И. Михеева
Скороговорка
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции.
Я во двор вела вола,
За рога вола вела,
В хлев вела вола,
А вол
В огород меня
Завёл!
Игра «Подскажи словечко»
Цели: развивать речевой слух, чувство рифмы, учить связному монологическому
высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель читает стихи, а дети договаривают последнее слово.
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я... (капуста).
Кругла да гладка,
Откусишь — сладка,
Сидит на грядке крепко,
А зовётся... (репка).
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук).
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков... (горох).
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом... (картошка).
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла,
Сладка на вкус.
Узнали вы?
Зовусь я... (свёкла).
Игра «Назови ласково»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование уменьшительной формы существительных).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом. Дети встают в круг, воспитатель бросает
каждому по очереди
мяч, называя какой-либо овощ. Ребёнок ловит мяч и называет овощ «ласково».
Например:
Морковь — морковка, морковочка.
Игра «Овощной магазин»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование множественного числа родительного падежа
существительных).
Ход игры. Воспитатель — продавец, перед ним разложены муляжи или картинки с изображением овощей. Дети —
покупатели, они выбирают, какой овощ хотят «купить», и произносят его название со словом много.
Например:
Я хочу купить много моркови.
Игра «Поварята»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).
Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми муляжи или картинки с изображением овощей, говорит
им, что сейчас дети
будут поварятами, и предлагает «приготовить» блюда из этих овощей.
Например:
Какой суп получится из картофеля? — Картофельный.
Какой сок получится из томатов? — ...
Какие котлеты получатся из капусты? — ...
Какой салат получится из огурцов? — ...
Какие котлеты получатся из моркови? — ...
Какой сок получится из свёклы? — ...
Какой суп получится из лука? — ...
Какое рагу получится из овощей? — ...
Какая икра получится из кабачков? — ...
Какая каша получится из тыквы? — ...
Игра «Собери овощи»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой К и предлагает детям
положить в неё только те овощи
(муляжи), в названии которых есть звук [к].
Слова: картофель, кабачок, капуста, тыква, баклажан, морковь, лук, свёкла, чеснок, петрушка, редька.
Игра «Весёлые звуки»
Цели: совершенствовать навык звукового анализа слов.
Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф картинки с изображением Буратино и с изображениями лука,
тыквы, укропа и салата и предлагает детям помочь Буратино назвать, что изображено на картинках, и выполнить звуковой
анализ этих слов. Один ребёнок выкладывает схемы на ковро- линографе, остальные работают
с раздаточным материалом за столами.
Слова: пук, тыква, укроп, салат.
Игра «Загадай-ка»
Цели: развивать связную речь, умение составлять рассказы-описания; расширять словарь прилагательных; развивать
грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде,
числе, падеже).
Ход игры. Дети загадывают друг другу загадки по опорной
схеме.
Например:
Он овальный, зелёный, твёрдый, сочный, хрустящий... (огурец).
Текст для пересказа
КАПУСТНЫЙ ЛИСТОК
Щипал Телёнок травку возле забора. Подошёл к нему Петушок и принялся рядом зёрнышки
в траве искать. Вдруг он увидел капустный листок.
—Ко! — удивился Петушок и клюнул его. Не понравился ему листок. Решил он Телёнку предложить
попробовать и говорит:
—Ко!
А Телёнок не понял, в чём дело, и спрашивает:
—Му-у?
—Ко! — говорит Петушок и снова показывает клювом на капустный листок.
—Му-у? — не понимает Телёнок.
Так стоят они около капустного листка и разговаривают:
— Ко! Му-у? Ко-му? Услышала это Коза и как заблеет:
— Ме-е-е! Мне-е!
Л. Яхнин
Вопросы:
Что нашёл Петушок в траве?
Понравился ли ему капустный листок?
Кому Петушок предложил листок капусты?
Попробовал ли его Телёнок? Почему?
Что сказала Коза? |