Сайт учителя-логопеда 

                                   Соловьёвой Надежды Владимировны

                                Звукарик                          

                                      МДОУ детский сад № 5 "Калинка"

г. Ветлуга

Профессии

 

 

http://www.solnet.ee/parents/log_28.html - дополнительный материал по теме "Профессии".

 

Новая лексика

Существительные:

строитель,   каменщик,   маляр,   учитель,   продавец, плотник, стекольщик, архитектор, воспитатель, повар, врач,

медсестра.  Названия инструментов,  связанных с данными профессиями (см. тема « Инструменты »).

Глаголы:

поднимать,   класть,   управлять,   красить,   собирать, строить, чинить, лечить, учить.

Прилагательные:

высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, де вянный, городской, внимательный, строгий, умный, умел

Наречия:

красиво, аккуратно, ровно, прямо, высоко, быстро, лов

 

Игра «Кто самый внимательный?»

Цели:  развивать   слуховое   внимание   и   память,   уточнять  и активизировать словарь по лексической теме «Профессии».

ХОД  игры:  воспитатель читает детям стихотворение,   затем просит   их   постараться   вспомнить,   названия   каких  профессий

встречаются в стихотворении, какие ещё профессии они знают.

 

Я ДОМА НЕ ЛЮБЛЮ СИДЕТЬ

Я дома не люблю сидеть,

Мне нравится ходить.

Люблю ходить, люблю глядеть,

Друзей с собой водить.

Люблю глядеть на облака,

На солнечный восход;

 На то, как гулкая река

Разламывает лёд.

На то, как мастерит столяр

Стол, стул иль табурет,

 И красит комнаты маляр

В любой весёлый цвет.

Как дворник убирает двор —

Сгребает в кучу снег,

И как танцует полотёр

Весёлый человек.

Как в бурю, в зной или в мороз,

Под ветра острый свист

 Ведёт тяжёлый паровоз

 Бесстрашный машинист.

Я дома не люблю сидеть,

Нет, не люблю сидеть.

 Мне нравится на мир глядеть,

 На солнечный глядеть!

Е. Благинина

 

Игра «Стихи-небылицы»

Цели:  развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.

 

Ловко дом возвёл учитель,

Учит нас читать строитель.

Пишет музыку певец,

Шьёт одежду продавец.

С. Чешева

 

 

Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализировать   словарный   запас   по   темам   «Профессии»,

 

«Инструменты».

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дета

отгадали.

Например:

Ребёнок:  Мне   нужны   такие   инструменты:   ножницы, расчёска, бритва, фен.

Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.

 

Игра «Кто чем управляет»

Цель:  закреплять   умение   употреблять   существительное   в форме творительного падежа.

Ход   игры.  Воспитатель   выставляет   на   панно   картинки   с изображением   транспорта   и   предлагает   сказать,   кто   каким

транспортом управляет.

(Водитель) ... управляет автобусом.

(Шофёр) ... управляет грузовиком.

(Машинист) ... управляет поездом.

(Вертолётчик) ... управляет вертолётом.

(Лётчик) ... управляет самолётом.

(Капитан) ... управляет кораблём.

(Мотоциклист) ... управляет мотоциклом.

(Велосипедист) ... управляет велосипедом.

(Космонавт) ... управляет ракетой.

 

Игра «Кто чем занимается?»

Цели:  развивать грамматический строй речи, активизировать словарный запас по теме «Профессии».

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   ответить   на вопросы.

Например:

Врач (что делает?) лечит людей.

Учитель... Повар...

Пожарный... Портниха...

Дворник... Почтальон...

Продавец... Художник...

Воспитатель... Парикмахер...

 

 Игра «Объясняй-ка»

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи, словообразование:   учить   пониманию   и   толкованию   сложных слов.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   объяснить,   из каких слов получились названия профессий.

Слова:  рыболов,   лесоруб,   дровосек,   зверовод,   коневод, овощевод, садовод и т. д.

 

Игра «Кому что нужно?»

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   формировать грамматический   строй   речи,   учить   употреблению   дательного

падежа   существительных,   образованию   относительных прилагательных.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   прослушать предложение,   найти   ошибку,   исправить   ее,   повторить

предложение правильно.

Кастрюля нужна ... повар {повару).

Пила нужна ... плотник (плотнику).

Станок нужен ... токарь (токарю).

Мука нужна ... пекарь (пекарю).

 Кисти нужны ... художник (художнику).

Топор нужен ... лесоруб (лесорубу).

Ножницы нужны ... портной (портному).

Молоток нужен ... сапожник (сапожнику).

 

 Игра «Рассыпанные слоги»

Цель:  развивать   слоговой   анализ   и   синтез,   зрительное внимание   и   зрительную   память,   активизировать   словарный

запас по теме «Профессии».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «починить» слова, которые рассыпались. На ковролинографе — слоги: ТОР — ПО —

ПА — ЖЕ — РИК — МА — ДОВ — НИК — СА — ДОЖ — ХУ — НИК -

ИН — ХЕР — НЕР — ДОК — ВАР . Дети составляют из них слова.

Слова:  художник,   парикмахер,   доктор,   садовник,   инженер, повар.

 

Игра «Назови звуки»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый и последний звуки в слове.

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям назвать первый и последний звуки в словах — названиях профессий.

Слова:  повар,   врач,   инженер,   плотник,  машинист,   столяр, каменщик, художник, маляр, архитектор.

 

Игра «Кем быть?»

Цели:  развивать   связную   речь,   учить   связному монологическому высказыванию, активизировать словарь детей

по теме «Профессии».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить рассказ.

 

Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:

—Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)... .

—А я, — сказала Юля, — когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)... .

—Это что!  — ответил Вася. — Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)... .  .

—Подумаешь,   пожарный!    засмеялась   Катя.    Я   вот картины писать начну. Я стану (кем?)... .

Самый маленький мальчик Олег посмотрел на ребят и тихо сказал:

—А я буду готовить для вас еду. Я стану (кем?)...

                                                                                                                            С. Чешева

 

Текст для пересказа

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

Петя   с   дедушкой   большими   друзьями   были.   Обо   всём разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

—А для чего, Петенька, людям руки нужны?  

—Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.

—А ещё для чего? — спросил дед.

—Чтобы ложку держать.

—А ещё?

—Чтобы кошку гладить.

—А ещё?

—Чтобы камешки в речку бросать...

Весь   вечер   отвечал   Петя   дедушке.   Правильно   отвечал. Только он маленький  был и по своим рукам  обо всех других

судил,  а не по трудовым, рабочим рукам,  которыми вся жизнь, весь свет держится.

                                                                                                                               Е. Пермяк Вопросы:

 

О чём дедушка спросил Петю? Что отвечал Петя?

Почему Петя отвечал так? Для чего же человеку

больше всего руки нужны?

 

 Текст для пересказа

 

ДВА ПЛУГА

Из   одного   и   того   же   куска   железа   и   в   одной   и   той   же мастерской были сделаны два плуга.

Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в   работу,   а   другой   долго   и   совершенно   бесполезно   лежал,

провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.   Плуг,   бывший   у   земледельца,   блестел,   как

серебро,   и   был  даже   ещё   лучше,   чем  в   то   время,   когда   он только   что   вышел  из  мастерской;   плуг  же,   пролежавший  без

всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

—Скажи,  пожалуйста,  отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

—От   труда,   мой   милый,    отвечал   тот.    А   если   ты заржавел  и  сделался  хуже,   чем был,   то  потому,  что  всё  это

время ты пролежал на боку, ничего не делая.

                                                                                                                                                К. Ушинский

 

Вопросы:

Как и где были сделаны два плуга?

К кому попал один плуг и, что случилось с другим?

Как выглядели оба плуга, когда встретились снова?

О чём говорили два плуга?

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»