Новая лексика
Существительные: молоток, топор, пила, отвертка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата, грабли,
наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень.
Глаголы:
забивать, рубить, пилить, чинить, строить, собирать, разбирать, вскапывать, откручивать, закручивать, шить,
резать, копать, сгребать.
Прилагательные:
кожаный, металлический, кирпичный, стеклянный, острый, тяжёлый.
Игра «Субботник»
Цели: обогащать предикативный словарь, развивать слуховое внимание, логическое мышление.
ХОД игры. Воспитатель читает детям текст, дети договаривают пропущенные глаголы.
Сегодня в нашем саду субботник. Все папы и мамы вышли работать на участок. Митин папа взял пилу. Он ...
ветки. Машина мама принесла кисточку и краску. Она ... забор. Сашиному папе выдали косу. Он ... траву. Родители
Димы пришли с лопатами. Они ... землю и высевают семена. А мы с папой принесли молоток. Мы ... гвозди —
ремонтируем скамейку. Все поработали дружно, и теперь на участке чисто и красиво.
И. Михеева, С. Чешева
Игра «Стихи — небылицы»
Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас по теме «Инструменты».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение и найти в нём ошибки.
Кистью гвозди забивают,
Подметают молотком,
Землю ножиком копают,
Ну а пилят топором.
С. Чешева
Игра «Отгадай»
Цели: развивать зрительное внимание, логическое мышление, актуализировать словарный запас по темам
«Инструменты», «Профессии».
Ход игры. Ребенок рисует инструменты, относящиеся к определенной профессии. Другие дети должны отгадать
название этой профессии.
Игра «Назови ласково»
Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать ласково различные орудия труда и инструменты. Например:
молоток — молоточек топор — ...
ключ — ... грабли — ...
нож — ... напёрсток — ...
гайка — ... игла — ...
гвоздь — ... метла — ...
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Цели: формировать грамматический строй речи: учить образовывать относительные прилагательные от
существительных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Ход игры. Детям предлагается ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? — подбирая слова-определения к предметам из
металла, дерева, стекла, пластмассы.
Пила, напильник из металла — (какие?) ...
Лопата, линейка из дерева — (какие?) ...
Молоток, гвозди из железа — (какие?) ...
Лупа из стекла — (какая?) ...
Линейка, ведро из пластмассы — (какие?) ...
Даётся задание составить предложения с полученными словами-определениями.
Игра «Отгадай, какое слово задумано»
Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.
Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями инструментов. Воспитатель называет первый и последний звуки в cло-
ве, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображением задуманного. Выигрывав"
тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.
Слова: ножницы, топор, пила, лопата, иголка, грабли, молоток, тиски, рубанок, напёрсток.
Игра «Назови слово»
Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять количество и последовательность гласных звуков в
слове.
Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки и схемы слов с обозначенными на них гласными звуками, дети
отгадывают название инструмента по схеме.
_ И _А — пила
И _ _ А — игла
_ О _ — нож
И И — тиски
_ __
Загадки
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки),
расширять запас существительных в активном словаре детей по теме «Инструменты».
Ход игры. Дети сидят полукругом па стульчиках. На столе раскладывается несколько инструментов. О каждом инструменте
воспитатель загадывает загадку, а дети должны отгадать, о каком инструменте идет речь, и объяснить, как они догадались.
Зубастые, а не кусаются. (Грабли)
Сам худ, а голова с пуд.
(Молоток)
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет.
(Метла)
Маленького роста я,
Наклонилась над рекой —
Тонкая и острая.
Уговор у них такой:
Носом путь себе ищу,
Обменяет ей река
За собою хвост тащу.
Окунька на червяка.
(Иголка с ниткой)
(Удочка)
Кланяется, кланяется,
Придёт домой —
растянется.
(Топор)
Конь стальной, хвост льняной. (Игла с ниткой)
Быстро грызёт,
Мелко жуёт,
А сама не глотает.
(Пила)
Текст для пересказа
На верстаке лежит дубовая доска. Она вся в трещинах. Цвет у неё как у гнилого сена. Но Алёша видит не только это.
Он видит, что в доске скрыт столик на острых точёных ножках.
Началась работа. Инструменты в порядке. Алёша первый раз в жизни строгал брусок. Рубанок полз тяжело. Дерево
сопротивлялось. Но как приятно чувствовать, как рождается новая вещь.
По Э. Шиму
Вопросы:
Какая доска лежала на верстаке? Опишите её.
Что увидел в доске Алёша?
Как началась работа?
Почему Алёше было приятно?