Новая лексика
Существительные:
морская звезда, медуза, морской конёк, морской котик, кит, тюлень, акула, скат, дельфин, кораллы, краб, рифы, хвост, плавники, колючки; названия речных, морских и озёрных рыб.
Глаголы:
плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться, растопыривать (колючки), прятаться.
Прилагательные:
глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.
Диалог
Цель: развивать общие речевые навыки.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала. —
Здравствуй!
— Здравствуй!
— Как дела?
— На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю — чудака.
— Где же твой рыбак?
Попался?
— Нет, ушёл хитрец,
Сорвался!
Е. Череповецкий
Игра «Какое слово не подходит?»
Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, словообразование; учить подбору родственных слов.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор.
Например:
кит, китовый, кот, китёнок;
дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;
рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;
море, морской, моряк, марка, приморский;
Затем дети сами подбирают родственные слова к данным.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление.
Ход игры. Воспитатель произносит ряд слов. Ребёнок запоминает слова, повторяет их за воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему.
Например:
Скат, водоросли, акула, морской конёк. —Лишнее слово «водоросли», потому что оно называет растение, а все остальные слова — названия морских животных.
Щука, акула, кит, дельфин. —Лишнее слово щука, потому что оно называет речную рыбу, а все остальные слова — названия морских животных.
Игра «Сосчитай-ка»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже.
Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).
Например:
Один скат, два ската, три ската... десять скатов.
Слова: кит, акула, медуза и т. п.
Затем воспитатель усложняет задание, предложив детям считать, кого нет.
Например:
Нет одной акулы, нет двух акул...
Можно предложить посчитать, «с кем мы встретились».
Например:
Я встретил одного кита, я встретил двух китов...
Игра «Составь слово из слогов».
Цели: развивать слуховое внимание, совершенствовать навык слогового синтеза.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что слова «размыло морской водой» и остались только слоги. Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова.
Например:
ДУ-ЗА-МЕ — медуза
КУ-А-ЛА — акула
БА-РЫ — рыба
ЛЕНЬ-ТЮ — тюлень
ФИН-ДЕЛЬ — дельфин
ПА-ЧЕ-РЕ-ХА — черепаха
Игра «Какие буквы спрятались?»
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, формировать грамматический строй речи, учить правильному употреблению существительных в творительном падеже единственного числа с предлогом «за», совершенствовать навык чтения, закреплять навыки звукового анализа и синтеза,
активизировать словарь по теме «Животный мир морей и океанов».
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и ответить на вопрос «Какие буквы спрятались?» Ребёнок называет буквы, которые спрятались за морскими
животными, отвечая при этом полным предложением.
Например: За дельфином спряталась буква /О (и т. д.).
Воспитатель просит назвать маленькое слово-предлог, которое понадобилось, чтобы ответить на поставленный вопрос («за»).
Уточняет смысл этого предлога, соотносит с графической схемой.
Затем воспитатель просит детей угадать, какое слово задумано, называя при этом последовательно морских животных. Дети называют слово.
В конце игры воспитатель просит детей нарисовать животных, названия которых они прочитали, и составить их звуковые схемы (под нарисованными картинками).
Игра «Отгадай, какое слово задумано»
Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление, учить определять первый и последний звуки в слове.
Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями морских животных. Воспитатель называет первый и последний звук в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.
Слова: скат, кит, акула, черепаха, рыба, щука, рак, краб, окунь, колюшка, сом.
Игра «Загадай загадку»
Цели: развивать связную речь, учить составлению рассказов-описаний по графической схеме.
Ход игры. Дети загадывают друг другу загадки, описывая морское животное по опорной схеме.
Стихи для чтения и заучивания наизусть
ФОРЕЛЬ
Я семь недель ловил форель,
Не мог ее поймать я.
Я весь промок, и весь продрог,
И все порвал я платье.
Ловил в лесах, ловил в садах,
Ловил я даже в печке.
И что ж? Форель все семь недель
Скрывалась, братцы, в речке!
Шотландский фольклор
(пер. И. Токмаковой)
РЫБКА
Что ты мечешься, рыбка, по дну,
Словно что-нибудь там потеряла?
— Я здесь ночью с луною ныряла,
А к утру Потеряла луну!
Байрамов Нуры
(пер. В. Приходько )
Тексты для пересказа
МОРСКОЙ КОНЁК
Морской конёк живёт у берега среди морской травы.
Зацепится за травинку хвостом и качается: взад-вперёд, взад- вперёд, вместе с прибоем.
Как осветит солнце морскую траву, станет она зелёная, и морской конёк станет зелёным. Солнце зайдёт, травы будут коричневые, и конёк сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.
По Г. Снегирёву
Вопросы:
Где живёт морской конёк?
За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем?
Как маскируется морской конёк?
КАМБАЛА
В море рыбы тоже маскируются. Вот камбала плоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть — хищных рыб.
Но врагам её трудно найти. Рядом проплывёт зубатка, а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая. Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни. Даже такой с камбалой опыт делали. Положили на дно аквариума шахматную доску. Камбала подумала немного и стала вся, как шахматная доска...
Так камбала меняет окраску — маскируется, как настоящий разведчик.
По Г. Снегирёву
Вопросы:
О какой рыбе говорится в рассказе?
Как выглядит камбала?
Почему врагам трудно найти камбалу?
Какой опыт провели с камбалой?
Текст для пересказа
КОЛЮШКА
В Балтийском море, и в Белом, и в реке Неве живёт колюшка, маленькая рыбка в пол-ладони. На спине у неё девять острых колючек, чтоб от хищных рыб защищаться. Весной колюшка не выпускает свои икринки в воду, а строит для них гнездо. Всё идёт в дело: и подводные травинки, и кусочек дерева со дна — всё вплетает колюшка в круглое гнездо. Колюшка то плавает вокруг гнезда, то потрётся об него боком — попробует, прочно ли? Вдруг увидит большую рыбу, растопырит колючки и бросается на неё.
Но вот гнездо готово, и мама-колюшка откладывает в него всего штук пятьдесят икринок. Зато отец-колюшка так охраняет гнездо, что ни одна икринка, ни один малёк не погибает.
Г. Снегирёв
Вопросы:
Где живёт колюшка?
Как выглядит колюшка?
Куда колюшка откладывает икринки?
Из чего колюшка строит своё гнездо?
Как колюшка защищается от больших рыб?
Как ведёт себя отец-колюшка?