Тема «Наш город. Моя улица. Мой дом»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
- рассказать ребенку, как называется город (поселок), где он живет, в честь кого назван город (поселок), чем он знаменит;
- рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города (поселка);
- обратить внимание на главную улицу города (поселка), какие на ней построены дома;
- во время прогулки по городу (поселку) обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры;
- объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом — свой номер;
- выучить с ребенком свой домашний адрес.
Задание 2. Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка).
Задание 3. Нарисовать картину «Дома на моей улице».
Задание 4. Дидактическая игра «Один — много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом — много домов, одна улица.., (поселок, город…).
Задание 5. Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.
Дом — домик, домишко, домище. Город — городок, городишко, городище.
Задание 6. Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».
На поляне дом стоит,
(«Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом)
Ну а к дому путь закрыт.
(Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»)
Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются параллельно друг другу)
В этот домик приглашаем.
Задание 7. Построить из строительного материала (кубиков) город.
НАШ ГОРОД —Ветлуга
Существительные:
город, Ветлуга, адрес, улица, переулок, набережная, площадь, мост,
река, парк, витрина, библиотека, памятник, киоск, газон, купол, подъезд, автостанция,
новостройка, фонтан, сад, сквер, стадион, шоссе, тротуар, арка,
район, церковь, музей.
Глаголы:
жить, строить, перестраивать, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.
Прилагательные:
городской, сельский, ветлужский, широкий, просторный, прямой, узкий. Многоэтажный, старый, тихий, шумный, зеленый, каменный, культурный, жилой.
Игра «Сосчитай-ка»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительное с числительными в роде, числе и падеже.
Ход игры. Игра проводится с мячом по кругу. Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 5-10).
Например:
один город, два города... пять городов.
Слова: дом, улица, фонарь, музей.
Игра «Как назвать улицу?»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных), развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ
и дополнить его.
Представьте, что вы построили из кубиков целый город. Придумайте названия улицам своего города.
Например:
Вот улица, на которой расположена больница. Какая это улица? — Больничная.
А на этой улице растут клёны. Какая это улица? ....
Эта улица полна цветов. Какая это улица? ....
А на этой — расположена школа. Какая это улица? ....
Здесь аптека. Какая это улица? ....
А на этой улице — бассейн. Какая это улица? ....
Какие ещё улицы есть в вашем городе?
С. Чешева
Творчество ветлужских поэтов
Юрий Пшеницын
Загадки про зверей для маленьких детей
А ответ найти несложно,
Прочитать его здесь можно
Белым снегом занесло норы у зверей,
А в норе тепло-тепло, хоть и нет дверей.
Роет сам зверек свой дом, не страшна зима.
Спит под елкой, видит сон, что пришла весна.
Укрывает снегом ель, все кругом бело.
Кружит по лесу метель, а в норе тепло.
* * *
Бегает по веткам, шишки достает,
Есть приносит деткам и не устает.
Лазит по осинам, по сосне густой.
Как она красива на снегу зимой!
Ах, какое чудо – этот зверь лесной.
* * *
Без пилы, а спилены деревья над рекой.
Он корой осиновой питается зимой.
Будет ветки гладкие он сплавлять домой,
Рядом с его хаткою берег не крутой.
* * *
Белка, нет не белка – маленький зверек,
Убежал под елку, сел там на пенек.
Редкие полоски, мордочка хитра.
Ух, какой он ловкий. Где ж его нора?
Нет, ну разве можно дом его найти?
Дальше осторожно что ли мне пройти?
Убедился сам я, дом найти не смог.
Кто такой забавный, маленький зверек?
* * *
Воет за околицей, холодно ему.
Одиноко клонится серп луны во тьму.
Летом не голодный был, голодно зимой.
Кто-то там еще завыл ночью под луной.
* * *
Вылез кто-то из пруда и пошел по льду.
Даже рыбы никогда не было в пруду.
Рыбы нет, и зверь ушел, и ему видней,
А на речке он нашел стайку окуней.
* * *
Елка стройная росла на высокой круче.
Жил давненько у ствола там зверек колючий.
* * *
Зимой он белый, как снежок, летом серый-серый.
А ответь-ка мне, дружок, что это за звери?
Я и сам сказать могу, ты вот угадай-ка:
Целый день сидит в снегу, может это...
Стихи для чтения и заучивания наизусть
Владимир Алексеевич Дубинов
* * *
Кто же нашей Ветлуги не знает,
Сколько было на ней переправ.
Правый берег в садах утопает,
Левый – берег некошенных трав.
По весне их вода заливает,
Ручейками сбегая в овраг.
Огоньками деревни мигают,
Разгоняя полуночный мрак.
И в кустах соловьи заливаются,
Словно конкурс
объявлен певцам.
На Ветлугу они возвращаются.
Это дом
их подросшим птенцам.
На тебе изобилие мели,
Где судам невозможно пройти,
Только воины Стеньки сумели
Свои клады сюда завезти.
Как мираж, появляются струги,
Составляя большой караван,
И ночами плывут по Ветлуге,
Разрезая над речкой туман.