Сайт учителя-логопеда 

                                   Соловьёвой Надежды Владимировны

                                Звукарик                          

                                      МДОУ детский сад № 5 "Калинка"

г. Ветлуга

Насекомые

 

 

 http://www.solnet.ee/parents/log_37.html - дополнительный материал по теме "Насекомые"

 

Новая лексика

Существительные:

жук,  стрекоза,  муравей,   комар,  оса,  пчела,  муха,   гусеница, куколка, личинка, водомерка, шмель, бабочка, пыльца.

Глаголы:

летать,   виться,   порхать,   парить,   нестись,   зимовать, копошиться, мельтешить, жужжать, торопиться.

Прилагательные:

быстрый,   трудолюбивый,   веселый,   проворный,   дружный, заботливый.

 

Игра «Улитка»

Цели:  развивать   чувство   ритма,   работать   над   чёткостью дикции. Развивать общую моторику.

ХОД  игры.  Воспитатель   предлагает   на   каждую   строчку стихотворения делать два удара мяча об пол.

 

Улитка, улитка,

Шагаешь ты не прытко:

От калитки до меня

Проползёшь четыре дня.

                                 Я.Аким

 

Диалоги

Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

РАЗГОВОР С ПЧЕЛОЙ

Меня ужалила пчела.

Я закричал:

— Как ты могла?

Пчела в ответ:

— А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь мне он был уж-жжжжасно нуж-жжен:

Я берегла его на ужин.

                         М. Боровицкая

 

МАЛЬЧИК И МОТЫЛЁК

— Мотылёк, мотылёк,

Сядь поближе на цветок,

— Я не сяду на цветок,

У тебя в руке сачок.

— Мотылёк, мотылёк,

Я тебя ловить не стану.

Подойду поближе, гляну,

Посчитаю, сколько ног

У тебя, мотылёк.

— Я и сам могу считать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять...

Сосчитаю, сколько ног,

Без тебя, мой дружок.

                            И. Иованович-Змай

 

Игра «Насекомые»

Цели:  развивать   зрительное   и   слуховое   внимание,   память, совершенствовать мелкую моторику.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   прослушать стихотворение (можно сочетать чтение стихотворения с показом

картинок),   а   затем   нарисовать   насекомых,   которых   дети запомнили.

 

Слушай и запоминай,

Насекомых называй.

Муравей, пчела, оса,

Бабочка и стрекоза.

А теперь бери тетрадку,

Нарисуй всех по порядку.

                                  С. Чешева

 

Игра «Сосчитай-ка»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже.

Ход игры.  Игра проводится с мячом по кругу.  Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).

Например:

Один   маленький   комар,   два   маленьких   комара,   три маленьких комар... десять маленьких комаров.

Слова:  надоедливая   муха,   трудолюбивая   пчела, разноцветная бабочка и т. п.

 

Игра «Какие насекомые спрятались на картинке?»

Цели:  развивать   зрительное   внимание;   формировать грамматический   строй   речи,   учить   правильно   употреблять

существительные в форме винительного падежа единственного числа.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   внимательно рассмотреть  картинку  и назвать,   кого  они на ней видят.  Дети

должны отвечать полным предложением.

Например:

Я вижу на картинке стрекозу, кузнечика...

 

Игра «Назови ласково»

Цели:  формировать   грамматический   строй   речи,   учить образовывать   существительные   с   использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры.  Игра проводится с мячом.  Воспитатель называет насекомое   и   бросает   мяч   ребёнку.   Задача   ребёнка   назвать

насекомое «ласково».

Например:

муравей — муравьишка

комар — комарик

гусеница — гусеничка

пчела — пчёлка

жук — жучок

 

Загадки

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   учить   связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры.  Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

 

Шевелились у цветка                                             Домовитая хозяйка

Все четыре лепестка.                                             Полетает над лужайкой,

Я сорвать его хотел —                                           Похлопочет над цветком —

Он вспорхнул и улетел.                                          Он поделится медком.

(Бабочка)                                                                                       (Пчела)

 

В лесу у пня —                                                               На ромашку у ворот

Суета, беготня,                                                              Опустился вертолёт,

То народ рабочий                                                           Золотистые глаза.

Снует и хлопочет.                                                           Кто же это?

(Муравейник)                                                                                   (Стрекоза)

 

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья.

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

(Бабочки на лугу)

 

Игра «Почини слово»

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что «дождик размыл» слова, и предлагает их восстановить.

Например:

ХА-МУ — муха

РА-ВЕЙ-МУ — муравей

ЛА-ПЧЕ — пчела

МАР-КО — комар

ЧОК-ЖУ — жучок

ЗА-СТРЕ-КО — стрекоза

 

Игра «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны   хлопнуть   в   ладоши,   если   этот   звук   в   слове   есть,   и

определить,  где он находится (в начале,  в середине или в конце слова).

Например:

Звук [м]: комар, оса, муха, пчела, мошка, муравей.

Звук [к]:  гусеница, комар, бабочка, жук, оса, мошка, стрекоза, муравей.

 

 Игра «Весёлые звуки»

Цели:  совершенствовать навыки фонематического анализа и синтеза.

Ход   игры.  Воспитатель   выставляет   перед   детьми   звуковые схемы   слов   и   картинки.   Дети   должны   соотнести   картинку   со

схемой.

Картинки: муха, комар, оса.

 

Игра «Собери слово»

Цели:  развивать   зрительное   и   слуховое   внимание, зрительную   память,   формировать   навыки   фонематического

синтеза   и   анализа,   слогового   анализа,   зрительно- пространственные представления.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   ребёнку   рассмотреть буквы  в   таблице   и   назвать   их.   Затем  воспитатель   задаёт

вопросы на ориентировку.

Например:   назови   букву,   которая   находится   справа   от буквы М (слева от С, между буквами К и О и т. д.).

Затем  воспитатель   называет   только  цифры,   а   ребёнок должен   соотнести   их   с   буквами   и   назвать,   какое   слово

получилось.  После   чего   ребёнок   выполняет   полный   анализ получившихся слов (звуковой и слоговой).

Например:

1, 3, 5, 8, 2 —КОМАР

5, 6, 4, 8 — МУХА

3, 7, 8 — ОСА

Если   ребёнку   сложно   справиться   с   заданием,   то воспитатель  пишет   последовательность   цифр,   а   ребёнок

подписывает  буквы под ними  и   только  после  этого  читает получившееся слово.

К Р О X М У С А

1 2 3 4 5 6 7 8

 

Стихи для чтения и заучивания наизусть

Девятнадцать гусениц

Под листом капустным

Обживали новый дом,

Очень, очень вкусный.

Прогрызали окна спешно

Двери и ходы, конечно.

Так прилежно обживали,

Что свой дом совсем сжевали.

Где вчера росла капуста —

Там теперь на грядке пусто.

                     Т. Крюкова

 

МУРАВЬИ

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник — дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

                                      С. Михалков

 

ПЧЁЛКА

Села пчёлка на цветок,

Опустила хоботок,

Подлетает к ней комар:

—Что ты ищешь там?

—Нектар.

—А тебе не надоело? Не наскучило искать?

—Нет! Тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать!

                        Г. Ладонщиков

 

БАБОЧКА

Белыми крыльями

Машет капустница.

Только поднимется —

Тут же опустится.

Носиком водит

По краю ромашки:

Мёд или чай

В этой беленькой чашке?

                    Г. Глушнев

 

Текст для пересказа

СТРЕКОЗА И МУРАВЬИ

Осенью у муравьев подмокла пшеница, они её сушили.

Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали:

— Что ж ты летом не собрала корму?

Она сказала:

— Недосуг было: песни пела.

Они засмеялись и говорят:

— Если летом пела, зимой пляши.

                                               Л. Толстой

Вопросы:

Что случилось у муравьев осенью?

Чего просила стрекоза у муравьев?

Почему стрекоза не запасла корм летом?

Что ответили муравьи на просьбу стрекозы?

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»